Тарифы зависят от рисков, которые берут на себя страховщики. Чем выше риск – тем больше приходится платить страхователю.
В случае со страхованием жизни и здоровья, чем моложе и здоровей страхователь, тем меньше ему придется платить. В теории, если ему 25 лет, он не курит и не пьет, не имеет хронических заболеваний и не увлекается экстремальными видами спорта, – ему придется платить совсем немного. Если же ему ближе к 50, он курит пачку в день, у него лишний вес, в спортзал он не ходит, а с давлением проблемы, страховка ему обойдется гораздо дороже, потому что у него гораздо больше шансов заболеть и даже умереть.
На практике российские страховые компании очень редко проводят медосмотр перед заключением контракта и судят просто по возрасту: до 36 лет – одна цена, дальше начинаются повышающие коэффициенты.
На практике российские страховые компании очень редко проводят медосмотр перед заключением контракта
В сейсмической зоне застраховать дом от землетрясения будет очень дорого; в лесной зоне с континентальным климатом высоким риском будут пожары и так далее. Когда страхуют автомобили по каско, страховщики руководствуются статистикой угонов, возрастом и опытом водителя, техническими характеристиками машины и еще целым рядом параметров.
Обычно, если вы страхуете одни и те же риски годами и с вами ничего плохого не происходит, цена страховки снижается.
Некоторые риски исключаются из страховых полисов. Например, типовой полис страхования от несчастного случая у большинства страховых компаний устроен так, что, если вы занимаетесь профессиональным спортом или прыгаете с парашютом, полис эти занятия не покрывает. На этот случай надо приобретать специальное расширение страхового покрытия. Не покрывает он обычно и езду на мотоцикле с объемом двигателя больше 125 кубических сантиметров. Специальные полисы страхования мотоциклистов от несчастных случаев есть, но они гораздо дороже.
Самый известный и самый распространенный страховой продукт в нашей стране – ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов. У него больше всего разных коэффициентов – довольно разумных.
За ОСАГО больше платят молодые и начинающие водители, так как по статистике они чаще попадают в аварии. Больше платят жители Москвы и Петербурга – там очень напряженное движение, соответственно, и шанс аварии выше. Больше платят те, кто часто попадают в аварии, а за безаварийное вождение полагается скидка, которая каждый год растет (коэффициент бонус-малус).
Таким образом, страховые компании напоминают водителям: води аккуратно и плати меньше.