Илья, вы успешный человек, на вас хотят быть похожи многие начинающие бизнесмены. Мы знаем, что вы начали заниматься предпринимательством ещё в школе. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
Это была середина 90-х, время зарождения предпринимательства, я находился в поисках интересной деятельности. Самым увлекательным опытом на тот момент для меня было создание дизайнов витражей и оформление витрин. После нескольких заказов я начал специализироваться на этой области. Придумывал концепцию, рисовал её, подбирал материалы, находил варианты воплощения. Впрочем, серьёзных доходов эта работа не приносила. Основные деньги я стал зарабатывать после моего первого торгового опыта. Но, в 1998 году, мне тогда исполнилось 20 лет, я потерял все свои деньги, потому что банк, в котором я их хранил, разорился. И я всё начал заново.
Все сталкиваются с проблемой начального капитала при открытии бизнеса. Можете ли вы дать совет, как её решить?
Лучше всего начинать с малого, с реальных целей. Закладывать серьёзные инвестиции в новый бизнес на начальном этапе, пожалуй, не самый правильный подход.
Бизнес лучше начинать на свои деньги или на чужие?
Начинать – на свои, развивать – на чужие. Умение привлекать инвесторов, выстраивать отношения с банками – важные навыки для успешного дела.
Какие «финансовые мудрости» пришли к вам с опытом? Что бы вы могли посоветовать не только начинающим предпринимателям, но и обычным людям?
Любой вопрос, связанный с организацией бизнеса, решается за счёт привлечения компетентных людей, которые в отдельных областях умнее тебя. В случае с деньгами главная задача – найти грамотного финансового директора, главного бухгалтера или надёжного партнёра. Управление денежными средствами – это специальный навык. Если владелец бизнеса берёт на себя оперативное управление и творческими, и финансовыми процессами, он сильно рискует. Не нужно зацикливать все ключевые действия на себе.
Илья, перед тем как анимация стала вашим основным бизнесом у вас был развлекательно-образовательный проект Fun Game. Расскажите об этом подробнее.
Я искал пути реализации, где можно применить свой потенциал. К этому времени у меня был небольшой опыт торговли книгами. Я нашёл московское издательство, которое производило настольные игры. Меня заинтересовала эта деятельность. Пришло понимание, что ценность в настольных играх – это не фишки, кубики и карты, а сама идея, правила игры и дизайн. Что это и есть основная стоимость продукта.
Вместе с небольшой командой мы сделали несколько экспериментальных проектов для этого издательства. Потом был разгар кризиса, шло активное импортозамещение: курс доллара резко вырос, и поставлять товары стало невыгодно. Появилась необходимость создания своих продуктов в качестве альтернативы зарубежным. Как оказалось, мы выбрали верное направление.
Опыт руководства небольшой дизайнерской командой и знания в сфере продаж помогли мне запустить бизнес. Это и был мой первый опыт в работе с инвесторами и деловыми партнёрами. Со многими из них мы сотрудничали на протяжении многих лет. Владимир Дмитриев был моим партнёром долгое время, в том числе и по «Смешарикам». С Антоном Гришиным мы до сих пор работаем вместе, сейчас он генеральный директор Группы Компаний «Рики». Задача Владимира состояла в привлечении издательств, Антон занимался бизнес-процессами, а я – креативной составляющей.
Как дальше развивался бизнес?
На старте было пять сотрудников, но, так как заказов становилось всё больше и больше, за год с небольшим коллектив вырос до 150 человек. Нам удалось на какое-то время стать компанией-монополистом в этой сфере. В тот же период количество игр, находящихся на разных стадиях разработки, достигало до 20-ти. В общей сложности их было выпущено несколько сотен. Потребовалось иное построение бизнес-процессов: создание игр происходило в небольших командах параллельно. Это позволило сформировать тот костяк людей, которые в дальнейшем помогли мне создать «Рики».
Я всегда стремился разработать игры, которые были интересны мне самому. И, конечно, для нашей команды всегда была важна интеллектуальная составляющая. Заказчики шли к нам, потому что знали, все придуманные нами продукты отвечают образовательной функции. Это стало основой концепцией Fun Game и всех следующих проектов, начиная со Смешариков.
Назовите самые хитовые игры, в рамках проекта Fun Game?
«Миллионер», «Отличник», «Я живу в России».
У вас были менторы на старте бизнеса?
Нужно отметить, что все люди, с которыми мне довелось работать, в каком-то роде стали моими учителями. Всегда старался перенять лучшее от своего окружения.
Группа Компаний «Рики» в рамках проекта Минфина России по финансовой грамотности выпустила сериал «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». Сейчас в России реализуются различные проекты, в которых дети в игровой форме постигают опыт, ранее доступный только взрослым в реальной жизни. Как вы относитесь к использованию игровых форматов в образовании?
В любом возрасте применение игровых техник в образовании с учётом аудитории, с которой ведётся работа, – очень эффективный инструмент. Если говорить про детей, то первое, с чего нужно начинать, – правильная мотивация. Я не претендую на экспертную оценку в этой области, знаю, что есть много приверженцев и противников данного формата обучения, но, мне кажется, правильно выстроенный игровой процесс обучения – максимально результативный. Вопрос в том, как применять инструментарий с учётом аудитории, тематики и так далее. Подобная техника требует тщательной подготовки, а не только креативного подхода.
Одним из трендов современного мира является внимательное отношение к собственному «Я», концентрация на собственных внутренних потребностях и развитии себя. Как вы считаете, насколько важно быть финансово грамотным?
Бесспорно, быть финансово грамотным – необходимо, полезно и, в каком-то смысле, жизненно важно. В разных культурах и социальных кругах транслируется всевозможное отношение к финансам. В этом смысле я считаю, что деньги – ни зло, ни добро. Это энергия, которую нужно уметь добывать и управлять ей. Быть финансово грамотным – это такое же значимое умение для успешной жизни как умение читать, считать и писать в независимости от дальнейшего рода деятельности человека. Эти знания полезны не только в отношении управления собственными финансами, но и в понимании того, как устроен мир. Уверен, основам финансовой грамотности надо учить с детства. Ребёнок должен понимать основные функции денег, и как они работают. Не менее значимой составляющей диалога должна быть мысль, что сосредотачиваться только на них – неправильно. Такие знания сделают подрастающее поколение сильнее.
Материал подготовлен в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».