Эксперты Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Ольга Андреева и Екатерина Лавренова рассказали о базовых методиках повышения финансовой грамотности школьников.
По результатам исследования уровня финансовой грамотности PISA-2018 средние результаты российских школьников соответствуют результатам сверстников из стран ОЭСР. Но количество учеников, которые достигают высокого уровня финансовой грамотности, в два раза ниже, чем в других странах. Ольга Андреева, консультант по образовательным мероприятиям Программ по повышению финансовой грамотности в Волгоградской области, и Екатерина Лавренова, советник директора Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», подготовили статью о развитии финансовой грамотности школьников. Полный текст публикации доступен в «Справочнике заместителя директора школы» №10 | 2020. Приводим краткое содержание.
В исследовании финансовой грамотности PISA-2018 принимали участие 20 стран. 15-летние российские школьники показали средний результат – заняли 10-е место из 20 стран-участников. Тем не менее, взрослые люди в России показывают невысокий уровень финансовой грамотности по сравнению с другими странами. Значит, вводить финансовое образование в школе необходимо уже сейчас, а начинать лучше на уровне начального образования. Это позволит значительно улучшить финансовую грамотность учеников, поспособствует профилактике распространения финансового мошенничества.
Для обучения финансовой грамотности учеников 2–11-х классов можно использовать линейку УМК как базовый ресурс. Эти материалы разработаны, апробированы и доработаны в рамках проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Всего создано 17 УМК, которые включают 83 пособия. Они представлены как на бумажных, так и на электронных носителях. У материалов общая логика, они связаны тематически и методически. Поэтому УМК можно использовать как со 2-го класса, так и с любого года обучения.
При создании УМК учтены возрастные особенности школьников и их потребность в финансовой социализации. Практические задания направлены на формирование правильных установок финансового поведения и устойчивых навыков обращения с денежными средствами.
Если в вашу школу еще не поступили комплекты УМК по финансовой грамотности, то воспользуйтесь электронными версиями материалов. Они размещены на портале вашифинансы.рф в разделе «Новые УМК». Еще вы можете получить УМК в формате электронного учебника на сайте школа.вашифинансы.рф.
Чтобы повысить финансовую грамотность школьников, реализуйте программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности». Сделайте это в рамках внеурочной деятельности или в качестве факультативов и элективов.
Некоторые учебные предметы уже содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности. Порекомендуйте учителям-предметникам изучить УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса. Пусть педагоги используют на своих уроках рабочие тетради и материалы, которые изложены в УМК для учеников. Обратите внимание учителей на модули, которые специально разработали для ряда учебных предметов: математика; обществознание, экономика и право; ОБЖ; география; английский язык. Скачать материалы педагоги могут с сайта издательства «Росучебник».
Порекомендуйте педагогам проводить классные занятия в форме экскурсий в финансовые организации, государственные службы и учреждения: в отделения коммерческого банка, на биржу, в страховые компании, региональное отделение Банка России, в музей денег, налоговую инспекцию и другие. Еще педагоги могут дополнить классные часы тематическими настольными играми с детьми.
В рамках образовательных событий школы запланируйте провести мероприятия по тематике финансовой грамотности: игры, квесты, ярмарки, разовые или периодические соревнования по финансовой грамотности и другие. Разработки подобных мероприятий вы можете найти на сайте вашифинансы.рф в разделе «Библиотека», а также на сайтах хочумогузнаю.рф и финлагерь.рф.
Включите в систему дополнительного образования программу кружка «Финансовая грамотность». В отличие от внеурочной деятельности в кружках могут обучаться дети из разных классов и разного возраста. Объедините детей начальной школы в одну группу, детей 5–7-х классов – в другую, детей 8–9-х классов – в третью и 10–11-х класс – в четвертую. Предложите педагогам, которые будут вести кружок, подготовить программу занятий на основе УМК по финансовой грамотности. Порекомендуйте учителям отводить на одно занятие 30-90 минут. Пусть педагоги используют преимущественно интерактивные формы обучения. Еще в школе можно организовать кружковую работу в форме чемпионата по финансовой грамотности. Воспользуйтесь методическими материалами, которые размещены на официальном сайте Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности fincup.ru.
Привлеките родителей для совместного изучения с детьми финансовой грамотности. В помощь им в комплектах УМК созданы специальные пособия. В процессе обучения школьникам постоянно будет нужна помощь родителей, ведь темы, связанные с семейным бюджетом, накоплениями, сбережениями, страхованием и многими другими невозможно изучить без анализа опыта семьи, в которой растет ребенок.