В интервью РБК Директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрей Бокарев ответил на вопросы о Проекте по содействию повышению уровня финансовой грамотности населения.
В современных условиях 21 века любому человеку необходимо обладать достаточно серьезным багажом знаний в финансовой сфере, чтобы чувствовать себя комфортно, осознанно принимать финансовые решения, понимать свои права как участника тех или иных финансовых операций и обеспечивать устойчивость своих домохозяйств.
В России есть свои характерные особенности в этом вопросе и традиционные слабые места. Например, одним из таких факторов уязвимости является то, что не более 30% российских граждан в принципе осуществляют какое-либо финансовое планирование в своих семьях, то есть ведут учет своих доходов и расходов на период больше одного месяца.
Вторая уязвимая зона связана с тем, что не более трети российских семей, где есть дети до 16–18 лет, ведут с ними разговор о финансах, о семейном бюджете, о том, как он формируется и как правильно планировать те или иные расходы.
Безусловно, за более чем шесть лет реализации Проекта в Российской Федерации достигнут существенный прогресс в самых разных областях. Например, создан комплекс учебно-методических справочных материалов для школьников, студентов вузов, причем неэкономического профиля, а также для взрослых. Все материалы адаптированы, прошли соответствующую экспертизу и сейчас активно используются на территории различных субъектов Российской Федерации.
На наш взгляд, успешным является опыт работы пилотных регионов Проекта – это 9 субъектов Российской Федерации. В них наработана богатая практика в области финансовой грамотности, образовательных и просветительских мероприятий, в том числе в сфере защиты прав потребителя. И сейчас мы активно привлекаем представителей этих регионов для того, чтобы они делились своим опытом. Мы фактически стараемся вести работу не только по вертикали – из столицы в субъекты, но и по горизонтали, когда те регионы, которые являются лидерами в вопросах финансовой грамотности, активно делятся своими наработками, опытом не только с соседними регионами, но и с другими субъектами Российской Федерации.