Можно ли «покупать» у детей хорошие оценки?
Наталья Колбасина – мама-финансист о том, как учить своего ребенка обращаться с деньгами, планировать и достигать финансовых целей.
Первый опыт обращения с деньгами дети получают в семье. Нужно ли родителям учить детей обращаться с деньгами? Конечно, нужно.
Именно мы, родители, подаем своим детям пример и формируем у них финансовые привычки.
Поделюсь личными секретами финансового воспитания своей 8-летней дочери.
Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета.
Моя дочь с 6 лет участвует в планировании семейного бюджета. И теперь знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачивают в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает - обсуждаем, определяем первоочередность расходов и учимся договариваться друг с другом.
Выдавайте ребенку карманные деньги.
Я даю дочке 500 рублей в месяц на карманные расходы. Из них 300 руб. она тратит на желаемые покупки, а 200 руб. откладывает на мечту – копит на собаку.
В чем польза карманных денег? С их помощью дети учатся планировать личный бюджет, ставить цели, делать накопления. У меня нет жесткого контроля над учетом расхода карманных денег. Это личные деньги дочки и она может тратить их даже на импульсивные покупки. Так дети приобретают опыт. Я стараюсь ненавязчиво подсказать ей, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных трат.
Учите ребенка планировать личные доходы и расходы и вести их учет.
Дочка ведет финансовый дневник, в который записывает доходы и траты. Дневник помогает оценивать целесообразность покупок. Бывает, как все дети, забывает записать расходы, но я ее за это не ругаю. Помогаю сделать ведение дневника полезной привычкой, чтобы во взрослой жизни она могла управлять личными деньгами.
Помогите ребенку выбрать интересную финансовую цель и накопить на нее.
Моя дочь копит на собаку породы папильон, которая стоит 30 000 руб.
Дочь хочет купить щенка на 9-летие.
Если копить из карманных денег, цель кажется невыполнимой. Поэтому я решила помочь дочери исполнить мечту, и вот что мы сделали:
1) Взяли «деньги под ногами».
Через интернет продали игрушки, книги, вещи, из которых дочка выросла. Заработали 15 000 рублей, из них 8 000 рублей пошли в копилку на мечту, а 7 000 рублей - на текущие покупки для дочки.
2) Пользуемся семейными скидками в магазинах.
По средам мы вместе ходим в сетевой магазин для закупок продуктов на неделю и получаем 10%-ную скидку для семей с детьми. Сумму скидки делим пополам. К доходам дочки это дополнительные 400-500 рублей в месяц.
3) Обмениваемся книгами с друзьями – экономим около 500 рублей в месяц.
4) На праздники родным и друзьям дарим подарки, сделанные своими руками – мыло, свечи, браслеты из бисера.
5) Откладываем на покупку собаки из карманных денег 200 руб. в месяц сразу в момент их получения, а не по остаточному принципу. Почему не все карманные деньги? Режим тотальной экономии ребенок долго не выдержит. Детям хочется потратить деньги на себя, свои желания. Если ребенок будет деньги только копить и не тратить, как он научится с ними обращаться и поймет их ценность?
6) Накопленные деньги по просьбе дочки я положила на мой депозит. Это поможет защитить деньги от инфляции и получить доход. Дочка знает, что такое инфляция. Я объяснила принцип действия на примере покупки игрушек – сразу все поняла.
Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе.
В семье у каждого есть обязанности. Четко объясните, какие из домашних дел входят в круг обязанностей ребенка и не оплачиваются. А за выполнение дополнительных работ можно платить небольшие суммы денег. В качестве поощрения за успехи в учебе в школе я дарю дочке вещь, о которой она мечтает, или развлекательную поездку в аквапарк, батутный центр, планетарий.
Помните, что лучший способ финансового воспитания – личный пример родителей!
И именно наша задача – научить детей грамотному обращению с деньгами, планированию и достижению финансовых целей.