В больших корпорациях над проработками новых инвестиционных проектов работают десятки, а то и сотни специалистов всех мастей: экономисты, инженеры, маркетологи, финансисты и психологи. И все равно вложения время от времени оборачиваются убытками.
Никто не может дать 100-процентной гарантии, что идея бизнеса «выстрелит». Причин, по которым что-то может пойти не так, больше, чем книг типа «как стать миллионером». Но есть несколько вопросов, которыми неплохо бы озадачиться до того, как начинать бизнес.
Насколько прозрачна ваша идея? До конца ли вы сами понимаете, в чем она заключается? Сможете ли объяснить это своим потенциальным потребителям? Банку, партнерам и инвесторам?
Насколько она свежа? Разумеется, очередное кафе или магазинчик вполне могут оказаться прибыльным делом, но...
Насколько велика конкуренция в этой сфере? Обычно, чем выше конкуренция, тем ниже рентабельность. А значит, вам нужны будут какие-то дополнительные преимущества – низкие издержки, дешевое финансирование и т. д.
Насколько велик спрос? В центре Москвы есть прекрасная лавочка, где торгуют замечательным бельгийским шоколадом. У нее даже есть постоянные клиенты – живущие в этом районе иностранцы и наши очень богатые соотечественники. Но стать сетевой, расширить бизнес этой лавочке в ближайшие годы вряд ли удастся – их конфеты слишком дороги.
С какими рисками вам предстоит столкнуться и сколько будет стоит их минимизировать? Как вы будете искать и привлекать клиентов? Хорошо, если они уже есть – для нового бизнеса это чуть ли не половина успеха. Но если их нет или их очень мало, вряд ли стоит надеяться, что они сами начнут вас искать: в современном мире – огромный необозримый выбор разных товаров и услуг. Многие прекрасные вещи не находят своего потребителя только потому, что никто о них так и не узнал.
Это далеко не полный список вопросов. Но если вы ответили на них и еще сами задали себе десяток-другой и не передумали, самое время попробовать составить бизнес-план. Желательно, не только в оптимистичном варианте, но и в расчете на то, что все может пойти «не так». Если и это не отпугивает, что ж, вероятно, пора искать деньги на бизнес.