СМИ должны стать одним из инструментов развития финансовой культуры населения

СМИ должны стать одним из инструментов развития финансовой культуры населения
28 Июня 2016

СМИ должны стать одним из инструментов развития финансовой культуры населения. Об этом заявил глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян на брифинге с участием победителей журналистского конкурса «Дружи с финансами», проводимого в рамках Проекта Минфина по повышению финансовой грамотности.

Конкурс проходил в период с 18 января по 31 мая 2016 года. Всего на участие в конкурсе поступило свыше 350 журналистских работ из разных регионов России, которые оценивались по трем основным номинациям: «Доступно о финансах», «Имею право» и «Твое финансовое будущее», а также были учреждены две специальные номинации по развитию финансовых сервисов от компании MasterCard и Корпорации МСП. Лучшими признаны более 30 журналистских работ. Церемония награждения состоялась 27 июня в гостинице «Балчуг Кемпински».

В рамках церемонии награждения прошел брифинг, в котором приняли участие руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрей Бокарев, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Андрей Бокарев заявил, что наши граждане демонстрируют средний уровень понимания финансовых вопросов. «Мы, конечно, не аутсайдеры, но и до стран-лидеров нам пока далеко. Мы находимся в середине рейтингов по вопросам финансовой грамотности», — уточнил он. По его словам, одна из характерных для нас проблем — почти 90% населения не занимаются своим финансовым планированием, «не думают о своих доходах и расходах далее одного месяца». Во-вторых, несмотря на то что в стране выстроена эффективная система защиты прав потребителей, многие россияне до сих пор не знают, куда они могут обращаться в случае оказания им недобросовестных финансовых услуг. «Другие уверены, что идти с иском в суд абсолютно бессмысленно, поскольку участник финансового рынка все равно будет иметь преимущества», — отметил представитель Минфина России. Правда, практика показывает, что почти в 90% судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны, а не в пользу игроков финансового рынка.

Анна Попова отметила, что благодаря активной работе СМИ по освещению вопросов защиты прав потребителей растет число граждан, решившихся отстаивать свои интересы. «Наше общество развивается очень стремительно. Еще 30 лет назад количество банковских услуг было весьма ограниченным, да и банк был всего один. Не было понимания, что такое потребитель, и никто даже не задумывался о его правах. Теперь все переменилось — рынок финансовых услуг стал в какой-то степени агрессивным, зачастую нам просто навязывают те или иные сервисы, о которых многие не имеют полного представления», — заявила Анна Попова. Это приводит к тому, что в зоне риска оказываются, прежде всего, люди преклонного возраста, молодежь, а также невнимательные граждане, которые попадают в сложные ситуации. По ее данным, в 1996 году с жалобами обратилось лишь 1600 потребителей, а в прошлом году эта цифра достигла 360 000 обращений. Анна Попова, отмечая положительную динамику, все же признает недостаточную активность граждан: «Это крайне мало, потому что обращений в расчете на 1 жителя приходится на порядок меньше, чем в Великобритании».

Благодаря успешной реализации Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности растет и число обращений от пользователей финансовыми услугами: 3 000 в 2009 году против 30 000 жалоб по итогам прошлого года. «Важно, чтобы люди знали о своих правах не тогда, когда они уже были нарушены, а в момент заключения договора с финансовой организацией, — подчеркнула глава Роспотребнадзора. — И СМИ должны стать проводником финансовых знаний в этом огромном информационном потоке, в котором каждый день пребывает человек».

По мнению Анатолия Аксакова, «люди, не умеющие планировать свой бюджет, вряд ли смогут эффективно управлять компанией, государственными средствами». «Нам важно, чтобы работа по повышению финансовой грамотности велась системно, чтобы в наши государственные структуры и бизнес приходили эффективные менеджеры», — подчеркнул депутат. По его словам, СМИ неплохо справляются со своей просветительской функцией. Депутат привел пример: 8 лет назад люди, получавшие деньги на карту, сразу бежали в банкомат и полностью снимали наличность, сейчас половина людей пользуется безналичным расчётом. По его данным, объемы безналичных трансакций измеряются в триллионах рублей. «Люди, которые читают статьи, смотрят специальные экономические телепрограммы, больше разбираются в финансовых вопросах, а значит — принимают более правильные решения», — заключил он.

Гарегин Тосунян считает задачу взаимодействия участников финансового рынка со СМИ очень важной. «Это наше общее дело — повышать уровень не только финансовой грамотности, но и правовой финансовой культуры в целом. Грамоте можно научить, но культура — это поведенческие навыки, которые закладываются на генетическом уровне. Ответственное отношение к финансам должно прививаться из поколения в поколение. А иначе мы сталкиваемся с тем, что разведённые мужчины не платят алименты не потому, что денег жалко, а потому, что у них нет ответственности за взятые на себя обязательства перед семьей, валютные ипотетчики перекладывают свои курсовые риски на государство», — отметил глава Ассоциации российских банков. По его мнению, СМИ должны заниматься не только информированием населения, но и воспитывать финансово культурных людей.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте