Россияне стали более уверены в защите своих прав на рынке финансовых услуг

Россияне стали более уверены в защите своих прав на рынке финансовых услуг
24 ноября

Ситуация в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг меняется в лучшую сторону: если год назад 28% россиян считали свои права защищенными, то сейчас – уже 37%, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в ноябре 2015 г. в партнерстве с Союзом защиты прав потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз».

Более трети россиян полагают, что их права как потребителей финансовых услуг защищены (37%), и за последний год доля таких ответов выросла с 28%. Незащищенными себя считают 50% опрошенных (57% в 2014 году). Наиболее уязвимы по собственной оценке – женщины (40% против 34% среди мужчин), а также высокообразованные россияне (39%). Стоит отметить, что 13% затруднились ответить на этот вопрос.

Наши сограждане по-прежнему плохо информированы о том, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке: смогли назвать их 12% опрошенных (в 2014 году – 15%). Информированные о деятельности таких институтов опрошенные наиболее часто называли Роспотребнадзор (45%), известность которого с каждым годом растет (21% в 2012 году). Также распространенным ответом было Общество защиты прав потребителей, которое указали 26% информированных россиян (54% в 2012 году). Каждый десятый опрошенный полагает, что защита прав потребителей финансовых услуг находится в ответственности государства (суды, налоговая, прокуратура и т.д.). Еще 8% считают, что подобной деятельностью должны заниматься Страховые компании. 3% отметили Центральный банк РФ.

Имаева Гузелия, генеральный директор НАФИ: «Увеличение доли россиян, считающих, что их права как потребителей финансовых услуг защищены, во многом связано с последними законодательными изменениями, в частности, вступлением в силу Закона «О банкротстве физических лиц», Закона «О потребительском кредитовании», которые активно освещались в средствах массовой информации. С другой стороны, низкий уровень информированности об организациях, к которым можно обратиться в случае возникших сложностей, демонстрирует, что уверенность россиян в защищенности во многом переоценена».

Игорь Костиков, руководитель Союза защиты прав потребителей «Финпотребсоюз»: «Финансовые институты пользуются тем, что россияне плохо знают свои права, часто не имеют представлений о возможностях их защиты. Значительная часть россиян, которые могут воспользоваться своими правами в сфере финансовых услуг, но не сделают этого, фактически подарят деньги финансовым компаниям.

Крайне важно сегодня просвещать россиян об их правах, о технологии их защиты. Необходимо стремиться к тому, чтобы все 100 процентов россиян осознавали, что у них есть защищенные законом права, что их можно защитить. В идеале, чтобы они еще знали, куда в первую очередь надо обращаться. Но это уже вторая задача. Главное — чтобы они четко осознавали, что закон на их стороне, что полноценная государственная, общественная, судебная защита прав и законных интересов не просто возможна, но что она может быть и эффективной. Остальное помогут сделать Гугл, Яндекс, а также обязательные объявления в местах продаж услуг».

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Необходимо заметить, что совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг является одним из основных направлений проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России».



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте