В период сложной эпидемиологической ситуации для большинства людей образовался информационный вакуум. Кому задать вопрос о финансах, кредитах, просрочках, судебных приставах, коллекторах, если все инстанции закрыты? На помощь жителям Волгоградской области пришли НКО, одной из них стала МОО «Кредитный правозащитник». Ее руководитель Михаил Алексеев рассказал о своем проекте по финансовой грамотности и защите прав потребителей в непростое время.
Расскажите для начала, решением каких проблем жителей региона занимается ваша организация?
Вся специфика нашей работы вытекает из вопросов финансовой грамотности. На первом плане сейчас вопросы, связанные с внесудебным банкротством, взаимодействием со службой судебных приставов и облуживанием долга: речь идет о навязанных услугах, страховках, битва с которыми длится еще, наверное, с 2011 года. Также не теряет актуальности борьба с противоправными действиями третьих лиц – мошенничеством, обманом, социальной инженерией. Мы тушим эти пожары и стараемся довести финансовую грамотность граждан до такого уровня, чтобы человек сам стремился расширять свои знания, развивал критическое мышление. Это в том числе одна из целей нашего участия в конкурсе грантов регионального Комитета финансов.
Как вы узнали о конкурсе грантов для НКО от Комитета финансов Волгоградской области и почему решили принять участие?
Наша организация существует достаточно давно, с 2012 года, и те проекты, которые мы реализовывали, быстро вышли за границы региона. И хотя мы функционируем уже почти по всей России, для нас важно, что мы сами из Волгоградской области, и важно участвовать в проектах, направленных на помощь нашим землякам. Это как must do для нас, для нас принципиально, чтобы регион больше не считался колыбелью финансовых пирамид и прочего, мы хотим, чтобы этого клише больше не было. Поэтому, когда зимой мы узнали в комитете финансов о конкурсе грантов, предложили к реализации свой проект.
Чему посвящен ваш проект по финансовой грамотности? Какие у него основные задачи?
Основная задача – защита и поддержка потребителей финансовых услуг в различных форматах. Для нас проектная работа – это не только реализация каких-то конкретных задач, но и отработка таких путей помощи, которые минимизируют вероятность обращения к тебе людей с подобными проблемами. Второй задачей было тестирование различных форматов информирования людей с точки зрения затраченных сил и влияния на общество. Это телефонные и интернет-коммуникации, приемы в наших центрах, в МФЦ. Мы должны находить системное решение: например, если хорошо работает коммуникация через МФЦ, то мы это будем воспроизводить такую схему и в других наших проектах.
Проект стартовал еще до пандемии. Ситуация с коронавирусом как-то повлияла на реализацию проекта?
Она очень сильно повлияла! Вместо 10 часов в день мы работали все 16, вопросов стало больше, мы даже не успеваем все записывать в статистику. Апрель был просто невероятный, потому что наступил просто абсолютный информационный вакуум по всем вопросам. И здесь трудно кого-либо винить, потому что про пандемию книжек не написано. Нет решений ни в судебной практике, ни в законах. Особенно сложно с вопросами о кредитных каникулах.
Поэтому такие организации как наша становятся единым источником данных обо всем. Ведь здесь и сейчас человек не знает, чем и как ему платить за кредит. В тот период мы мобилизовали все наши ресурсы, в том числе людей с других проектов. Мы каждые два часа мониторили все нововведения на сайтах правительства, президента, региона. От наших советов, решений зависело многое не только с правовой точки зрения, но и с психологической. Это было самое горячее время в моей правозащитной и юридической практике.
Выделились какие-то определенные запросы от граждан, связанные именно с пандемией?
Основное – все, что связано с кредитными каникулами. Кроме того, были запросы от бизнеса, кто может работать, кто нет, что делать с сотрудниками и так далее. Человеку нечем платить по кредиту, потому что резко пропал доход и там, где он работал, тоже все все закрыто, они не могут работать и платить заплату и уже свои кредиты. Много вопросов было про чрезвычайные ситуации, есть такой статус или нет. Также было много споров у людей с туристическими агентствами, частными образовательными учреждениями, другими компаниями, поскольку услуги не оказывали или переносили.
Это было время, когда нужно было молча взять и делать: рассказывать, помогать, писать. С юридической точки зрения это была уникальная ситуация, пожалуй, ее можно сравнить только с периодом развала Советского Союза и возникновения России, других сопоставимых ситуация за последние 30 лет просто не было.
Можно говорить о том, что сейчас ситуация нормализовалась?
Скорее пришло понимание, что это форс-мажорная ситуация и она касается абсолютно всех. Наш проект рассчитан до сентября, поэтому мы продолжаем консультировать онлайн через сайт, по телефону 8-800-500-13-80, в социальных сетях, принимаем лично на базе наших филиалов в Волгограде и Волжском. Мы призываем людей не стесняться и обращаться, поскольку мы готовы включаться и помогать в решении проблем.