Интервью начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова в рамках межрегиональной конференции «Повышение финансовой грамотности в Российской Федерации от реализации Проекта Минфина России к запуску Государственной Стратегии».
Олег Владимирович, Роспотребнадзор является партнером Минфина России по реализации Проекта. Что делает Ваше ведомство для повышения финансовой грамотности граждан?
Основные направления нашей работы в Проекте связаны с нашими полномочиями, с компетенцией, которую мы реализуем в области защиты прав потребителей, в том числе в области защиты прав потребителей финансовых услуг. И поскольку этой темой мы занимаемся достаточно давно и полностью в нее погружены, соответственно, все те направления Стратегии, которые затрагивают правовое просвещение потребителей и тему защиты прав потребителей – это те направления, по которым мы активно работаем. Используем наработанный опыт в рамках Проекта финансовой грамотности, который реализует Минфин России совместно со Всемирным банком. И те практические аспекты, которые характеризуют нашу работу, связанные, в том числе, с правоприменительной практикой. Это всё те составные части работы, которые, мы надеемся, будем активно развивать и дальше.
Как показывают исследования, наши граждане плохо осведомлены о том, куда они могут обращаться за защитой своих прав. Насколько это подтверждает вашу статистику?
Да, действительно, такая проблема существует. И отчасти она связана с тем обстоятельством, что финансово-кредитные организации зачастую нередко себя позиционируют в правоотношении с участием потребителей таким образом, что на эти правоотношения нормы законодательства о защите прав потребителей якобы вообще не распространяются. Такая практика, к сожалению, все еще до сих пор существует. Это вводит потребителей в заблуждение, и они не знают, куда обращаться в этой ситуации.
Несмотря на это вся информация, которая важна потребителям, есть в открытом доступе. И все граждане, которые заинтересованы в отстаивании своих прав, на основе этой информации обращаются к нам, в Роспотребнадзор. Для этих целей совсем недавно мы открыли бесплатную круглосуточную телефонную горячую линию для всех жителей Российской Федерации, которая специализируется на оказании консультации в области защиты прав потребителей финансовых услуг. И мы надеемся, что этот новый канал коммуникации будет очень востребован и пойдет на пользу потребителя.
С какими проблемами и жалобами чаще всего обращаются граждане? И с каким результатом они решаются?
Порядка 70% всех жалоб, которые поступают в наш территориальный орган, так или иначе, касаются деятельности банковского сектора. Несмотря на то, что по различным оценкам именно к банкам у потребителей наибольшая степень доверия.
Основные жалобы связаны с тем обстоятельством, что банки при выдаче кредитов навязывают страховки, к сожалению, эта практика не прекращается. Она в различных вариациях до сих пор встречается. Несмотря на то, что соответствующие законодательные нормы на этот счет сформулированы достаточно четко: без согласия потребителя, без согласия заемщика такие действия являются противоправными. Есть отдельные жалобы на сектор страховых услуг, где тоже встречаются недобросовестные практики, больше всего связанные со страховыми возмещениями и с их размерами. Поступают жалобы на микрофинансовый сектор, мы их все отрабатываем. Результативность диктуется нашими полномочиями и возможностями, которые мы реализуем как в рамках административных полномочий с точки зрения выявления, пресечения недобросовестных действий, наложение штрафных санкций на виновных лиц, так и с возможностью, которая заключается в оказании практической помощи гражданам в защите интересов в судебных инстанциях. Все эти полномочия мы активно и реализуем.
Каким образом Роспотребнадзор будет участвовать в реализации Стратегии развития финансовой грамотности?
Мы достаточно давно и плотно погружены в эту тему. Вся работа, которая делалась и будет делаться, уже ориентирована на решение задач, которые сформулированы в Стратегии. Это развитие наших возможностей в плане информирования и консультирования потребителей. Мы задействовали новые формы этой работы. Мы будем развивать новый информационный ресурс с точки зрения создания в нем новых опций для потребителей. И весь спектр нашей деятельности с точки зрения ориентации повышения уровня финансовой грамотности будет заключаться в использовании всех возможностей нашей структуры, нашей сети, наших информационных возможностей. По максимальному доведению до потребителей в доступной для них форме по всему спектру финансовых услуг тех информационных материалов, которые будут востребованы, и которые помогут им на должном уровне отстаивать собственные интересы.