Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Конфедерация обществ потребителей – о состоянии защиты прав клиентов банковских онлайн-сервисов

Конфедерация обществ потребителей – о состоянии защиты прав клиентов банковских онлайн-сервисов
19 декабря 2016

В пятницу 16 декабря в Калининграде состоялся круглый стол, посвященный теме защиты прав потребителей банковских онлайн-сервисов. Мероприятие организовано в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с участием федеральных экспертов, представителей областного министерства финансов и территориального управления Роспотребнадзора, банковского сообщества.

В рамках круглого стола председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин представил результаты независимого мониторинга, посвященного оценке состояния защиты прав потребителей при использовании банковских онлайн-сервисов.

Данный сектор активно развивается в России: более 15 млн граждан используют интернет-банкинг, в 2015 году прирост пользователей составил 51%. При этом пользователи сталкиваются с рядом трудностей во взаимоотношениях с банками. Представители финансового сектора не предоставляют клиентам необходимую и достоверную информацию об интернет-банкинге и часто навязывают эти услуги. Так, 27%, участвовавших в мониторинге КонфОП, подключают онлайн-банк автоматически, без специального заявления от клиента.

Существенной проблемой для потребителей является наличие в договорах барьеров для возмещения потерянных средств клиента. «Наиболее уязвимая часть договоров – ответственность банка за информирование клиента о производимых операциях, например, ни один из банков в рамках мониторинга КонфОП не раскрывает информацию об ответственности операторов связи за доставку уведомлений», – отметил Дмитрий Янин.

При этом многие банки склонны перекладывать ответственность за безопасность совершения операций на клиента. Так, в 7 случаях из 10 договоры содержат положения, перекладывающие ответственность за безопасность на клиентов: в 27% подписант признает достаточность мер безопасности в банке, а 43% договоров предусматривают принятие клиентом на себя ответственности в случае небезопасности интернет-соединения.

Недостаточное обеспечение безопасности пользования интернет-банкингом со стороны финансовых организаций способно нанести серьезный ущерб потребителям. В условиях, когда рост числа попыток несанкционированного использования аккаунтов в интернет-банках в 2015 году составил почти 500%, банки предлагают клиентам лишь узкий перечень средств усиления безопасности, а 30% исследованных банков не предлагают вовсе ничего.

Для решения этих проблем Дмитрий Янин предложил использовать позитивный международный опыт, в частности, рекомендации Европейского ЦБ по вопросам безопасности интернет-платежей и руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей. «Необходимо предоставлять потребителям исчерпывающую информацию об использовании интернет-банка до заключения договора и регулярно сообщать им об актуальных угрозах», – подчеркнул председатель КонфОП.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ