Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Финансовое образование детей: инновации и опыт реализации

Финансовое образование детей: инновации и опыт реализации
23 мая 2018

В Ставрополе состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Финансовое образование детей: инновации и опыт реализации», участниками которой стали более ста человек. Фокус пленарного заседания и двух секций был сосредоточен на работе с дошкольниками и внедрении основ финграмотности в образовательные программы начальной школы.

Приветствуя участников конференции, заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов в очередной раз отметил, что в любой стране дети являются ключевой аудиторией в процессе формирования «финансово грамотного общества будущего»: «Нынешние дети через пять-семь лет будут активными пользователями финансовых услуг, и те принципы и навыки обращения с финансовыми инструментами, которые они сейчас приобретут, будут обязательно воспроизводиться ими во взрослой жизни. Причем особо актуальной детская финансовая грамотность становится в свете развития IT-технологий и Интернета. Финансово образованные дети однозначно станут самым главным драйвером качественных изменений завтрашнего дня. Это именно тот актив, в который нужно вкладываться ответственным родителям, финансистам и педагогам». Вопросы финансового воспитания и открытого диалога о личных финансах, также добавил Ю. Суслов, становятся долгосрочным трендом. Потому как никогда востребована работа над внедрением зрелой культуры потребления и принципов разумного управления семейным бюджетом. В свою очередь повышение финансовой грамотности подрастающего поколения создает для этого прочный фундамент, влияя также на стабильность экономики в целом.  

ABK_0940.JPG

Заместитель министра образования Ставропольского края Галина Зубенко добавила, что важность финансового воспитания с раннего детства уже вовсю доказывается на практике. Проводимая в регионе на протяжении нескольких последних лет работа стала системной, комплексной и интенсивной, и главное – уже дает ощутимый мультипликативный эффект. По словам Г. Зубенко, ставропольцы накопили уникальный для всего Северного Кавказа практический опыт, так как финграмотность сейчас активно осваивается множеством целевых аудиторий, начиная от дошкольников. Дети же в свою очередь становятся проводниками знаний для собственных родителей. А не потерять достигнутые результаты и продвинуться вперед позволит утвержденная в прошлом году Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, в которой по понятным причинам серьезная ставка делается именно на образование подрастающих поколений.

Безусловно, конференция носила прикладной характер. Ведь в силу новизны курсов финграмотности для преподавательского состава крайне актуальным остается вопрос своевременного пополнения собственных знаний и освоения новых наработок по формам и методам взаимодействия с детской аудиторией. Так, региональный координатор программы по повышению финансовой грамотности населения Надежда Герасименко рассказала, какие онлайн-ресурсы могут быть действительно полезны при подготовке к занятиям – как прозвучало, в стране уже создана довольно крепкая база по обучению воспитанников детских садов и младших школьников азам разумного потребления. В частности, широко внедряется успешная практика так называемых регионов-первопроходцев – над ресурсным и методическим обеспечением процесса формирования финансовой грамотности детей много лет трудятся Волгоградская и Калининградская области, по сути раньше всех субъектов озаботившиеся повышением уровня финансовых знаний разных категорий населения. Многие их разработки уже успешно апробированы на площадках нашего региона.

Это стало возможным в том числе благодаря тому, что еще на старте работы по повышению финграмотности населения в регионе усилия были сосредоточены на подготовке кадров, добавила руководитель Регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Ставропольского края Оксана Ступникова. По ее словам, обучение преподавателей и повышение их квалификации в регионе продолжается. И акцент в этом процессе во многом делается на то, что в обучении и дошкольников, и учащихся начальной школы должна обязательно превалировать прикладная составляющая – ведь в качестве главной определена цель формирования у детей практических навыков, помогающих принимать верные и выгодные решения в конкретных бытовых ситуациях.

нгнг.png

В рамках секций воспитатели дошкольных образовательных организаций и учителя начальных классов непосредственно обменялись наработанным опытом, обсудили насущные вопросы и получили консультации экспертов в области экономики и преподавания. Как неоднократно прозвучало в выступлениях, дети с большим энтузиазмом вовлекаются в процесс обучения, особенно если новая информация подается в интерактивном, игровом формате, а также строится на реальных ситуациях. Сегодня в помощь преподавателям существуют разнообразные учебно-методические комплексы и спецпрограммы, мультфильмы и книги, есть и игрушки-помощники. Вместе с тем, крайне важной оказывается вовлеченность родителей, подчеркнула заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» Надежда Игнатова. Только при содействии семьи полученные ребенком знания реально внедряются в бытовой жизни и позволяют не только экономить, но и приобщиться к основополагающим принципам разумного потребления. Воспитатели детских садов «Журавушка» в Пятигорске и «Рябинушка» в селе Александровском подтвердили, что итоги родительских опросов свидетельствуют о качественном усвоении их детьми материалов по финграмотности. В частности, они употребляют слова из разряда экономических терминов, активно задают вопросы по бюджету семьи. Более того, заметно меняется поведение: дети понимают, почему та или иная покупка невозможна в конкретный момент, из чего складывается семейный бюджет и как можно экономить.

Вполне реально поддерживать подобный интерес и у школьников, констатировали преподаватели общеобразовательных учреждений Ставрополья. Формат работы с ними практически не ограничен – помимо решения классических задач, учащиеся младших классов охотно участвуют в аукционах и ярмарках, увлеченно проходят квесты, подсчитывают расходы семьи, а некоторые решаются и на разработку собственных предпринимательских проектов. Такие примеры, в частности, привели педагог Ставропольского Дворца детского творчества Дарья Кирпа и учитель экономики лицея №4 в Кисловодске Людмила Хамидулина.

IMG_5411.jpg

По итогам конференции участниками был принят ряд практических предложений. Среди прочего они касаются дальнейшей разработки в регионе научно-методического обучения детей основам финграмотности с учетом возрастных особенностей, трансляции лучших практик других регионов, реализации межпредметных связей при внедрении основ финансовой грамотности в образовательные программы. Кроме того, воспитатели и педагоги обозначили высокий спрос на подобные мероприятия, направленные на продвижение на Ставрополье идей финансового образования обучающихся и дающие возможность расширить горизонты собственной профессиональной деятельности.

Организаторами конференции «Финансовое образование детей: инновации и опыт реализации», как и в предыдущие годы, выступили краевые министерства финансов и образования, Региональный центр финансовой грамотности, а также Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

 



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ