Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Финансовая безопасность: push-уведомления и кнопка «Пожаловаться»

Финансовая безопасность: push-уведомления и кнопка «Пожаловаться»
04 декабря 2018

О том, как современные технологии могут защитить от цифрового мошенничества, рассказали в ходе экспертной дискуссии на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.   

По мнению участников обсуждения, свободный и быстрый доступ неподготовленного пользователя к новым финансовым инструментам и продуктам заставляют по-новому взглянуть на защиту интересов потребителей.

Так, заведующий кафедрой инфраструктуры финансовых рынков Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Андрей Столяров рассказал, как цифровизация страхования отразилась на поведении финансовых посредников, многие из-которых теперь практикуют мисселинг.

«Когда вы заключаете договор страхования, вы на руки получаете бумажку, которая называется “полис страхования”, где абсолютно ни о чем не говорится, кроме того, что вы ознакомлены с правилами страхования», - посетовал эксперт. По его словам, сам документ, где прописаны все условия договора, агенты, как правило, не предоставляют, и лишь по требованию клиента предлагают ознакомиться с ним в интернете.

В свою очередь заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев отметил, что развитие цифровой экономики способствует не только развитию технологий, но и появлению новых видов мошенничества, а возможность купить сложный продукт буквально в «два клика» несет в себе большие риски. «Конечно, это не нормально. Надо вводить какие-то «замедлялки». Цифровая самонадеянность имеет крайне неприятные последствия», - считает эксперт.

IMG_3557.jpg

На фото: участники дискуссии «Финансовая грамотность и цифровые финансовые технологии: как современные финансовые центры могут защищать своих клиентов от цифрового мошенничества?»

Избежать их, по мнению стратегического координатора Проекта Минфина России по финансовой грамотности Анны Зеленцовой, можно благодаря более жестким требования к раскрытию информации и переходу к так называемому «умному» регулированию. «В ряде стран уже есть повышенные требования к раскрытию информации о финансовых продуктах, особенно в сфере digital. Когда при оформлении займа «до зарплаты» в интернете у пользователя всплывает push-уведомление с предупреждением о рисках», - рассказала она.

Советник руководителя службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Юрий Божор считает, что для потребителей цифровых услуг необходимо предусмотреть возможность быстрой обратной связи с государственными структурами в случае ошибки. «Он должен быстро, в те же самые «два клика», привычные для поколения «Z», добраться до нас — нажать одну кнопку «Пожаловаться» и на вторую - «Пожаловаться в Центральный банк или омбудсмену», - заключил представитель регулятора.

По мнению доцента кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ Андрея Маркова развитие цифровых финансовых технологий привели к эволюции и самого понятия «финансовая грамотность». «Если вначале был упор на финансовый сектор, то теперь сюда включаются уже и вопросы уровня жизни, и способность повышать уровень благосостояния, принимать оптимальные решения на различных этапах цикла жизни», - отметил он.

Уровень финансовой грамотности отражается на готовности людей к длительным инвестициям, а значит и на реальном секторе экономики, почеркнул член-корреспондент РАН Сергей Афонцев. «Это то, что нужно экономике. Внести деньги в реальный сектор, например, можно, покупая акции соответствующих компаний, обеспечивая им инвестиционные ресурсы. И финансовая грамотность нужна, чтобы не было самых вопиющих эксцессов в соответствующей сфере, – заявил он. – Неправда, что покупать акции – это просто. Но у людей должны быть возможности покупать акции. Эти возможности должны быть соответствующим образом гарантированы».



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ