Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Эксперты КонфОП продолжают мониторинг ситуации с дискриминацией в страховании

Эксперты КонфОП продолжают мониторинг ситуации с дискриминацией в страховании
12 февраля 2019

11 февраля на площадке Комитета гражданских инициатив прошел круглый стол «Дискриминация в страховании: результаты мониторинга КонфОП», в ходе которого эксперты дали оценку произошедшим за год изменениям на рынке страхования заемщиков. Мероприятие было организовано рабочей группой ОГФ «Права потребителей», которая уже не первый год занимается вопросом дискриминации в страховании беременных, людей с инвалидностью, онкологией и ВИЧ.
 
В середине 2018 года на этом рынке произошли изменения — был принят Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лицполучателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации, который вступит в силу в мае 2019 года. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин представил участникам дискуссии новый мониторинг КонфОП, который был проведен осенью минувшего года. Исследование проводилось среди 27 крупнейших страховых компаний и 20 банков. Именно банки сегодня являются основным каналом  продаж услуг по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев и нетрудоспособности при оформлении гражданами кредитов.

Дмитрий Янин рассказал, какие страховые компании последовали указаниям Банка России и удалили дискриминационные условия из правил страхования, а какие — проигнорировали. Мониторинг показал, что 5 компаний из 27 не стали дожидаться вступления Базового стандарта в силу и полностью удалили из правил страхования дискриминационные условия. Тем не менее, 1/3 участвовавших в мониторинге компаний не принимают на страхование СПИД/ВИЧ-инфицированных граждан  и/или не признают страховыми случаями события, наступившие в результате СПИД/ВИЧ-инфицирования. По его словам, еще более тяжелая ситуация с онкобольными, а граждан с инвалидностью принимают на страхование меньше четверти компаний, при этом 8 из 27 оговаривают особые условия страхования инвалидов. 1/3 компаний исключают из страхового покрытия случаи, наступившие из-за осложнений или смерти в результате беременности, родов, в ходе лечения бесплодия. Одной из проблем является навязывание услуг страхования при получении гражданами кредитов в банках.
 
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Максим Данилов считает, что проблема заключается не в навязывании услуг страхования при получении кредитов, а в цене этого продукта. Одним из решений, по его мнению, может стать практика самостоятельного заблаговременного приобретения заемщиком страховки в страховой компании, а не в банке при оформлении кредита.

Эксперты КонфОП также обратили внимание на проблему информирования граждан и возможность подробного ознакомления с документами до момента подписания договоров страхования. Должны  быть разработаны наглядные информационные листовки для получателей финансовых услуг, считают специалисты.

2.jpg

По словам Дмитрия Янина, эта практика широко используется в европейских странах. В свою очередь заместитель декана экономического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Тухачев заметил, что люди не в состоянии самостоятельно разобраться в страховании. По его мнению, потребитель должен иметь возможность выбора по сервисам, а «ядро» продукта должно быть стандартизировано.

Участники круглого стола оказались единодушны в вопросе коллективного страхования. По их мнению, сегодняшние практики должны быть пересмотрены:
на коллективное страхование не распространяется «период охлаждения» в 14 дней, потребитель не получает должной защиты, покупая такой полис. Начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков отметил, что практика коллективного страхования является недобросовестной. По словам заместителя руководителя Службы Банка России по защите прав потребителей и по обеспечению доступности финансовых услуг Ивана Козлова, на договоры коллективного страхования должны распространяться те же условия (в т.ч. «период охлаждения»), что и на договоры индивидуального страхования. КонфОП при этом выступает за продление «периода охлаждения» до 30 дней.

Председатель МОД «Союз пешеходов» Владимир Соколов поднял тему дискриминации прав граждан по  закону об ОСАГО на получение возмещения за вред жизни родственника. Согласно положению закона, в случае смерти потерпевшего право на возмещение имеют его ближайшие родственники. Однако страховые компании отказывают семьям погибших в возмещении, если только получателем не является иждивенец. В период с 2015 по 2018 год такие выплаты не получили 27 тыс. семей, а «экономия» страховых компаний составила 11 млрд рублей. По мнению участников дискуссии, этот вопрос также требует более широкого обсуждения и разрешения путем выработки всеми участниками рынка механизма досудебного разрешения конфликтов.




Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ