Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ

Новости

Финансовое воспитание: опыт Алтайского края
25 апреля 2018

У каких родителей дети не капризничают в магазине игрушек?

Руководители регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего образования Алтайского края Татьяна Райских и Мария Блок в интервью сайту вашифинансы.рф рассказали, как воспитать финансово грамотного ребенка и какой отпечаток на этот процесс накладывает региональная специфика. Разговор состоялся на стенде Минфина России «Дружи с финансами» на Московском международном салоне образования.

В каком возрасте необходимо начинать обучение финансовой грамотности? Каковы основные принципы этого обучения?

Татьяна: В пять-шесть лет уже надо начинать обучение основам финансовой грамотности. Роль семьи и родителей в этом процессе трудно переоценить. Начинать надо с простых истин – объяснить ребенку природу денег, откуда они берутся, рассказать, что количество денег ограничено, а если мы сегодня купим незапланированную игрушку, то завтра может не хватить денег на еду.

Мария: Родителям важно помнить, что каждому возрасту свойственны свои особенности финансового воспитания.

Татьяна: К примеру, мы учим делать накопления. Большинство детей 10–12 лет не могут длительно копить, например, полгода. У них пропадает интерес, мотивация. Идеальный период для достижения поставленной ребенком финансовой цели в этом возрасте – 1–3 месяца.

Какие ошибки чаще всего допускают родители в финансовом воспитании?

Мария: Главная ошибка – воспитывать детей, забывая о себе. Взрослым надо на собственном примере показывать детям, как быть финансово грамотным: планировать семейный бюджет, делать накопления, задумываться о финансовой подушке безопасности, избегать большого количества кредитов и спонтанных, непродуманных покупок.

ABK_0680.JPG

Мария Блок, заместитель руководителя Регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Алтайского края, доцент лаборатории экономической педагогики «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования».

Какие финансовые темы, по вашему опыту, вызывают у детей наибольший интерес?

Татьяна: Детям, прежде всего, интересно, как делать покупки в Интернете, потому что у них у всех сейчас есть смартфоны.

Мария: Подросткам интересна тема личного планирования и управления своим бюджетом. В этом возрасте многие школьники уже имеют карманные деньги, что позволяет им чувствовать себя взрослыми. Дети, прежде всего, просят родителей купить новый гаджет: телефон, планшет.

Ваш совет родителям: как правильно отреагировать на такую просьбу?

Татьяна: Если ребенок уже достаточно взрослый, скажем тинейджер, надо попросить его все хорошенько взвесить, пусть подумает, как можно заработать часть денег на новый телефон, сколько времени потребуется для накопления нужной суммы, доступна ли эта модель телефона в принципе для бюджета семьи. С ребенком надо разговаривать, все детально обсуждать. Например, школьник должен понимать, сколько в итоге будет стоить телефон, если взять его в кредит. Сколько придется переплатить. Пусть задумается о том, что, когда кредит будет выплачен, гаджет может устареть и многие финансовые жертвы окажутся напрасными.

Есть какая-то региональная специфика в Алтайском крае?

Татьяна: У нас по сравнению со многими другими регионами достаточно низкий уровень доходов населения. Соответственно, чем ниже доходы, тем ниже уровень финансовой грамотности. Малообеспеченные слои населения более подвержены финансовому мошенничеству, каким-то спонтанным покупкам, получению кредитов в микрофинансовых организациях.

Мы сельский край, у нас много населенных пунктов с малой численностью населения. В селах недостаточно финансовых институтов, банков, учреждений, где можно получить финансовые услуги, к которым привыкли жители городов. Поэтому для многих наших земляков, особенно старшего возраста, даже банкомат – это какая-то машина из будущего.

Мария: Сельские жители особенно уязвимы с точки зрения риска попадания в долговую яму. У них невысокий уровень доходов и низкий уровень финансовой грамотности и правовой культуры в целом. Они просто не читают договоры, не понимают последствий. Граждане видят цифру 1–2% по кредиту, подписывают, не осознавая, что это процент в день! Так может «набежать» и до 700% в год.

ABK_0751.JPG

Татьяна Райских и Мария Блок на ММСО-2018 проводили интерактивное занятие «Как воспитать финансово грамотного ребенка: коммуникативная площадка для родителей (опыт Алтайского края)». 

Есть ли в регионе положительная динамика, связанная с реализацией Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности?

Татьяна: В Алтайском крае программа повышения финансовой грамотности реализуется с 2014 года. Безусловно, есть заметные положительные изменения. Но, наверное, нельзя их пока назвать кардинальными, вместе с реализацией программы меняется и специфика финансового рынка, и не всегда, к сожалению, в лучшую сторону. Растет число микрофинансовых организаций, увеличивается доступность ненадежных финансовых инструментов, растет объем рекламы сомнительных финансовых услуг.

Как взрослые и дети в вашем регионе реагируют на уроки финансовой грамотности?

Татьяна: Реагируют очень хорошо и дети и взрослые. Вопросы, которые мы обсуждаем жизненные, отсюда и большой интерес со стороны разных возрастных категорий. Мы разрабатываем наши методические и информационные материалы на основе реальных ситуаций в крае, реального уровня доходов наших земляков, это не выдуманные кейсы.

Сколько учителей в Алтайском крае проходят подготовку для преподавания финансовой грамотности?

Татьяна: На данный момент повышение квалификации прошли 1278 педагогов из разных образовательных учреждений. Это учителя школ, преподаватели колледжей, воспитатели детских домов.

В детских домах какая специфика?

Татьяна: Там разновозрастные дети. Объединяет их отсутствие социализации. В детском доме у детей, к сожалению, нет такого понятия как «семья». Выходя во взрослый мир, они не имеют представления о семейном бюджете.

Мария: У воспитанников детских домов нет опыта обращения с деньгами, потому что просто нет доступа к финансовым средствам. И когда они выходят из детского дома, получив определенные денежные средства, порой случаются страшные ситуации. Это уязвимая группа, с которой надо работать прежде всего.

Татьяна: На наших занятиях по финансовой грамотности в игровой форме воспитанники детских домов примеряют на себя роли разных членов семьи и учатся совершать покупки, планировать затраты.

Сколько детей в регионе охвачено вашими образовательными программами?

Мария: У нас примерно 70 тыс. детей в 2017–2018 учебном году изучают основы финансовой грамотности в различных образовательных учреждениях края. Это без учета детских садов и вузов, речь идет об учащихся в возрасте от 8 до 18–19 лет. 

BERZ3657.jpg

Татьяна Райских, руководитель Регионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Алтайского края, заведующий лабораторией экономической педагогики «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования».

Как организованы курсы для педагогов?

Мария: Очно-заочные курсы длятся две недели, очно педагоги изучают финансовую грамотность шесть дней. Это емкие, содержательные курсы, где мы рассматриваем и теорию, и методику преподавания финансовой грамотности.

Помогает ли сайт вашифинансы.рф в вашей работе?

Татьяна: Мы очень часто посещаем этот ресурс. Там и новостная лента, и серьезный обзор нормативных документов, вообще полная информация о реализации Проекта. На сайте вашифинансы.рф размещена очень большая методическая «копилка», в которой представлены реальные разработки, полезные для педагогов методические пособия.

Мария: Мы постоянно «направляем» педагогов на сайт, потому что там собрана уже готовая база, которую можно брать и использовать в повседневной работе. Буклеты, брошюры, которые можно распечатать и раздавать учителям и родителям.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ