Эксперты Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с 24 по 27 апреля провели образовательный модуль во Всероссийском детском центре «Смена» (г. Анапа). Мероприятие включало цикл обучающих лекций, мастер-классов, бизнес-игр, дискуссий по теме финансовой грамотности. Участниками специализированной апрельской смены стали школьники – победители Всероссийской акции «Я – гражданин России». Цель акции – вовлечение учащихся в общественно полезную социальную практику, формирование у них активной гражданской позиции, интеллектуальное и личностное развитие средствами проектной деятельности.
В интервью порталу вашифинансы.рф эксперт Проекта Денис Лозинг рассказал о содержании образовательного модуля и новых интерактивных форматах, которые использовались при обучении детей основам финансовой грамотности.
Расскажите подробнее о целях образовательного модуля?
Цель образовательного модуля – углубленное изучение принципов финансового и бизнес-планирования через погружение в предметно-игровой материал. Кроме того, мы стремились сформировать у старшеклассников устойчивый интерес к проектной деятельности, повысить мотивацию к саморазвитию. Еще одна цель проекта – анализ и развитие финансового обоснования проектных работ старшеклассников (сметы доходов и расходов, бизнес-планы, фандрайзинг и др.). Мы старались помочь старшеклассникам подготовиться к защите своих проектов.
На детей какого возраста была рассчитана программа модуля?
Программа модуля была ориентирована на детей в возрасте 12–17 лет.
Какие игровые формы обучения детей финансовой грамотности были использованы?
Основной игровой формой обучения учащихся в рамках образовательного модуля стала так называемая кейс-игра.
Кейс-игра состоит из задач-головоломок, иллюстрирующих проблемные ситуации из жизни домохозяйств, предприятий, организаций, обществ, городов, регионов и стран. Цель кейса – организовать работу участников игры по эффективному решению проблемы на основании имеющейся информации.
Под игрой понимается специально организованное взаимодействие участников, имитирующее реальную жизненную ситуацию.
В кейс-игре каждый участник осваивает проектную деятельность и способ грамотного принятия решений (на основе модели обоснованного выбора). Это связано с тем, что участник кейс-игры выполняет анализ проблемной ситуации, постановку проблемы, поиск недостающей информации, перевод проблемы в задачи, нахождение способа решения, планирование действий по решению задачи.
В результате учащиеся реализуют план и получают результат, проверяют оптимальность и эффективность найденного решения. Кейс-игра не является систематической формой освоения знаний, но она позволяет эффективно вовлекать участников игры в работу с материалом по финансовой грамотности, осваивать и закреплять необходимые знания через проживание специально смоделированных ситуаций.
Кроме того, кейс-игра наиболее приспособлена для обучения грамотному и эффективному принятию финансовых решений в ситуациях с множеством возможных выборов. Формат кейс-игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.
Какие преимущества у формата обучения детей финансовой грамотности в детских лагерях?
Проведение профильных смен по финансовой грамотности в детских лагерях позволяет организовать образовательные программы методом погружения. Распорядок дня и инфраструктура детских лагерей дает возможность использовать разные формы обучения: лекции, семинары, деловые и кейс-игры, тренинги, вечерние мероприятия, викторины и так далее. Таким образом, за короткий срок участники профильных смен могут в разных интересных формах пройти обучение по основным темам финансовой грамотности.
В чем преимущества коммуникативных турниров в обучении детей финансовой грамотности?
В рамках Проекта разработаны две игровые образовательные программы: Чемпионат по финансовой грамотности и кейс-игра «Азбука финансовой грамотности».
В ходе Чемпионата по финансовой грамотности проводятся два соревновательных турнира: финансовые и коммуникативные бои. Методика ориентирована на внеурочную деятельность, дополнительное образование в школе, детские выездные лагеря.
Чемпионат по финансовой грамотности позволяет собрать школьников из разных школ и вовлечь их в освоение финансовой грамотности через соревнование и игру. Сильная сторона такой организационной формы в том, что участники могут и не иметь предварительной подготовки. Из собравшихся можно создавать разновозрастные команды, соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению ребят, задания и формы активности разнообразны и задействуют разные стороны личности. При этом активные старшеклассники могут участвовать в подготовке и проведении соревнований, осуществляя проектную деятельность.
Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» – интенсив по финансовой грамотности для выездных и пришкольных лагерей. В рамках кейс-игры проходит шесть образовательных модулей по пяти предметным темам финансовой грамотности.
Что же привлекает учащихся, педагогов и родителей в такой форме активности?
Во-первых, это командная игра, где для победы важно распределение ролей, внутрикомандное слаженное взаимодействие, командный дух. Во-вторых, это азартное соревнование, где команды интенсивно взаимодействуют друг с другом, где нужно вырабатывать тактику действий и возможны «военные» хитрости за счет успешного противостояния, оппонирования противнику, согласованной слаженной командной работы, эффективной стратегии выступлений в состязаниях, проектирования победы.