Советы для потребителей финансовых услуг

Ростислав Кокорев

Советы для потребителей финансовых услуг

В некоторых ситуациях финансовые вопросы может разрешить суд, но иногда происходит такое, что даже закон бессилен. Что делать, если виноватых нет, а проблема есть? Ростислав Кокорев и Сергей Трухачев, сотрудники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, готовы поделиться опытом и дать несколько советов потребителям финансовых услуг.

Права потребителя в сфере финансовых услуг находятся в зоне особого риска. Эта сфера гораздо сложнее, чем сфера обычных товаров и услуг, люди не успевают за её изменениями. Более того, она привлекательна для мошенников в связи с большим количеством денежных вливаний.

В России есть граждане, которые берут кредиты, не думая о том, как будут их отдавать. Финансовые организации такому человеку деньги зачастую навязывают, не рассказывая о возможных рисках. Это – безответственное, или хищническое кредитование. Ответственное кредитование — когда кредитор наперед думает о том, как заемщик будет возвращать деньги, и считает возврат кредита общим делом.

Еще одна проблема - недобросовестное поведение страховых агентов при наступлении страхового случая. Когда клиент покупает полис, агент всячески мотивирует его этот полис приобрести, а при наступлении страхового случая отнекивается и говорит, что выплаты страховым полисом не предусмотрены. «Страховые компании порой не выплачивают деньги по страховке в расчете на правовую неграмотность клиента и то, что он примет отказ как должное».

Но бывают ситуации, которые законом не предусмотрены, а пострадать из-за них можно. Например, тетрадочные вклады, ставшие популярными в последние несколько лет. Банк, который входит в систему страхования вкладов, предлагает высокие проценты. Человек кладет сумму в пределах 1,4 млн руб. и уверен: даже если банк обанкротится, то страховое возмещение гарантировано. Учреждение банкротится, человек приходит за деньгами, а ему сообщают, что в реестре вкладчиков он не числится, поэтому выплат не будет. Причина этой махинации в том, что банкам, которые были в плохом финансовом положении, ЦБ запретил привлекать новые вклады. Чтобы подпитывать себя ликвидностью, некоторые банки деньги все-таки принимали, но в официальной отчетности этого не показывали.

Внесенные суммы записывали в какую-то свою тетрадочку, откуда и пошло их название – «тетрадочные». Если у банка все шло хорошо – он эти вклады обслуживал, но, если банкротился, то доказать законность вклада нельзя.

Странная ситуация и с хранением ценностей в банковской ячейке (в последнее время было несколько скандалов такого рода). Человек положил в ячейку деньги или драгоценности, через некоторое время ячейка оказывается пустой. Он обращается к банку с претензией, а сотрудники банка не только не хотят компенсировать пропажу, но и ставят под сомнение существование дорогостоящего содержимого ячейки.

Ещё одна ситуация - личное банкротство: человек не может расплатиться по долгам. Более того, у него нет денег на финансового управляющего. В этом случае он не может официально быть признан банкротом. И висеть его долгам до скончания века…

Что делать добросовестному потребителю? Иногда ситуацию способен спасти финансовый омбудсмен — общественный примиритель; его задача — помочь найти общий язык финансовому институту и пострадавшему потребителю, если к этому есть стремление обеих сторон. Эту функцию в России исполняет Павел Медведев, профессор, доктор экономических и кандидат физико-математических наук.

Есть несколько универсальных советов для того, чтобы не дать себя обмануть, когда дело касается финансовых услуг:

1. Не понимаете, о чем речь, сотрудники банка/страховщика/МФО и т.п. дают уклончивые ответы или вообще не дают текст договора – не связывайтесь.

2. Внимательно прочитайте договор: предмет, права и обязанности (ваши и поставщика услуги), санкции за нарушения. Включая весь текст мелким шрифтом. Чем меньше шрифт – тем острее должен быть глаз.

3. Не ввязывайтесь в сомнительные проекты и финансовые пирамиды, остерегайтесь мошенников. Помните: от откровенно мошеннических действий закон о защите прав потребителей не спасет.

4. Есть конфликт? Обратитесь за бесплатной консультацией в Роспотребнадзор, Центральный банк, государственные юридические бюро, общественные потребительские организации или в суд. Если есть нарушение закона, он будет на вашей стороне.


По материалам: Газета.ру

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте