Всероссийская неделя сбережений

РБК: «Финансовая грамотность. Кто и как будет повышать финансовую грамотность?»

РБК: «Финансовая грамотность. Кто и как будет повышать финансовую грамотность?»
03 октября 2017

В прямом эфире на канале РБК в передаче «Ракурс» прошло обсуждение темы «Финансовая грамотность. Кто и как будет повышать финансовую грамотность?» 

Для России сейчас важной проблемой является низкий уровень финансовой грамотности граждан. Правительство уже одобрило Стратегию повышения финансовой грамотности населения, предложенную Минфином России. Стратегия рассчитана до 2023 года. Стратегия повышения финансовой грамотности подразумевает в первую очередь сделать основной упор на обучение детей и подростков школьного возраста. Но также эксперты отметили, что важно вводить изучение этой темы и для дошкольников, и для студентов.

Ведущий: В эфире телеканала РБК Андрей Левченко. Здравствуйте. 

В России утверждена стратегия повышения финансовой грамотности до 2023 года. Какова цель стратегии и ее ожидаемые результаты? Финансово грамотный гражданин - а какой он? Повлияет ли стратегия на динамику экономического развития страны, кто и как, и чему будет повышать нашу грамотность. Об этом сегодня в студии. В студии: Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка "содействия повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской федерации". И Александр Коланьков, советник руководителя службы по защите прав потребителя и обеспечения доступности финансовых услуг ЦБ РФ. Александр, привет, сложное название.

В: И Игорь Костиков, председатель совета Союза потребителей финансовых услуг, Игорь, приветствую Вас. Организация, защищающая интересы как раз граждан, у которых не очень высокая финансовая грамотность. Или по-разному бывает?

Игорь Костиков: Я могу сказать, что по-разному, но в целом я этой темой занимаюсь, еще когда был председателем комиссии с 2000 года.

В: Председателем комиссии по ценным бумагам. Человек, который, может быть, не все знают, формировал российский фондовый рынок.

Игорь Костиков: И наша организация Финпотребсоюз этим занимается с момента организации, это уже десять лет назад мы начали этим заниматься.

В: То есть картина вам видна, что происходит. Есть у нас еще одна участница в нашей студии, в отеле Ararat Park Hyatt Ирина Боганцева, директор европейской гимназии. Ирина, приветствую вас. Ирина, которая уже три года обучает школьников финансовой грамотности, сегодня мы услышим, каковы результаты, и вообще школьникам нужна эта финансовая грамотность, слушают они о чем-нибудь на уроках или нет. Но хотел бы начать с новости, новости последних даже не дней, а последних двух недель, Игорь, и вопрос вам. Компания "ВИМ-Авиа", сегодня последняя информация - 17 тысяч туристов, которые имеют на руках билеты "ВИМ-Авиа", до сих пор находятся за пределами страны. 17,5 тысяч, их обещают вернуть в течение двух недель, ежедневно возвращается домой около 3-4 тысяч человек. Вопрос, Игорь, к Вам: а как вы думаете, из этих, общее число пострадавших от этой авиакомпании, исчисляется 50-60 тысячами человек. Как вы думаете, им обратиться в суды для того, чтобы защититься...

Игорь Костиков: Я думаю, часть обратится, хотя в общем-то это не финансовые услуги, это не те люди, которые этим занимаются, это в общем-то обычные потребительские услуги, и здесь нужно говорить вообще о потребительской грамотности в нашей стране, которая в общем достаточно низкая. И большинство потребителей, мы проводили несколько раз опросы...

В: Перебью. А разве это не финансовая, если у человека страховка на руках, например?

Игорь Костиков: Если страховка - да, но я просто хочу сказать, какое отношение потребитель имеет, к сожалению, к защите своих прав. Большинство потребителей, почти три четверти, считают, что это бесполезно, это зря. Потребители до сих пор считают, что защищать свои права бесполезно. Очень большая часть потребителей, и которые к нам обращаются в Финпотребсоюз, мы им объясняем их права, предлагаем бесплатно их защитить в судах...

В: Давайте, Игорь, без рекламы, я рад за Вас.

Игорь Костиков: Мы общественная организация, мы не коммерческая.

В: А, да, это очень важно.

Игорь Костиков: Это принципиальный вопрос, мы бесплатно защищаем их права. И большинство потребителей говорят - мы не хотим выглядеть сутяжниками, не хотим, чтобы соседи потом говорили, что мы ходили в суды, и вот эта, к сожалению, философия - она присутствует. С ней бороться тяжело, и это не вопрос в общем финансовой грамотности, это вопрос созревания гражданского общества в стране.

В: А вот это очень важная тема. Александр, Анна, подключайтесь к разговору, ведь действительно это вопрос сознательности и вопрос гражданского общества, финансовая грамотность. Почему она важна, Анна? Вот с вашей точки зрения. Ведь есть банки, принес, положил деньги на вклад, ежегодно 10 процентов имеешь, и все - пусть государство за меня подумает?

Анна Зеленцова: Я хотела бы, во-первых, продолжить то, что сказал Игорь. Мы видим ситуацию, похожу во многом в отношении финансовых услуг, что люди так же, первое: не знают, что их права нарушены, когда они приходят в банк, в другую финансовую организацию, что-то идет не так, они даже не знают, что их права нарушены. Второе: если они догадались, что что-то пошло не так и их права нарушены, они тоже буквально, примерно половина потребителей говорит, что - мы не пойдем защищать наши права, потому что не верим в то, что их можно отстоять. И еще...

В: В смысле, имеется в виду, что у нас законодательно не прописан механизм защиты?

Анна Зеленцова: Законодательно прописан.

В: Или они не верят российским судам?

Игорь Костиков: Закон позволяет.

Анна Зеленцова: У нас хороший закон о защите прав потребителей, просто они действительно не верят, что их права будут восстановлены, и еще они не знают, куда обращаться. И вот все эти моменты - это тоже часть нашей работы.

Игорь Костиков: Единственное, что я, к сожалению, хочу сказать, что последние два года суды перестали удовлетворять иски потребителей. Вот если мы посмотрим финансовые услуги по отношению к другим, то по финансовым услугам резко упало решение в пользу потребителей. И это настораживает.

В: Это настораживает.

Игорь Костиков: Речь шла на Госсовете с участием президента, мы это обсуждали, потому что, к сожалению, это проблема, с которой мы сталкиваемся.

В: Ну давайте повышать финансовые услуги, Александр.

А.З.: Это отдельная тема.

В: Давайте о стратегии. Итак, она называется, полностью озвучу название, покажем мы сейчас, как этот документ выглядит, стратегия, любой может ознакомиться с ним, любопытный текст и достаточно понятный, легкий: "Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации 2017-2023 годы". Александр, а почему такой период выбран, кстати, 6 лет - как-то необычно. Пятилетками меряют?

Александр Коланьков: Здесь 6-7 лет получается. Вы знаете, на самом деле за более короткий срок сделать что-то значимое по этой теме, повышению уровня финансовой грамотности, довольно сложно. Здесь же надо понимать, что мы работаем, в том числе с ментальностью. Это не просто - написать какой-то нормативный документ, теперь пошли все исполнять. Нет, это же дело каждого человека, каждой семьи, как бы хотят они, воспринимают они, понимают они значимость этого вопроса. И именно поэтому в течение последних где-то, наверное, 2,5 лет шла большая работа со стороны правительства, со стороны Центрального банка, мы очень активно...

В: И Минфина, сегодня у нас в студии Минфин, Банк России.

Анна Зеленцова: Собственно, Минфин - инициатор.

Александр Коланьков: Минфин - это же часть правительства.

Анна Зеленцова: Минфин - инициатор этой стратегии.

Александр Коланьков: Совершенно верно. И собственно говоря, на уровне правительства эта стратегия, уже текст этой стратегии утвержден, в ближайшее время, надеюсь, мы утвердим эту стратегию на уровне Центрального банка, и после этого нам предстоит еще примерно, наверное, 3-4-месячная работа, совместная с тем, чтобы разработать дорожную карту. Чтобы это не осталось декларацией - написали бумажку и повесили в какое-то торжественное место. Нет, должен быть конкретный план действий - что мы все вместе будем делать по реализации этой статьи.

В: Ну хорошо. Если анализировать тот документ, который уже имеется, о чем он? Кого будете обучать? Кто это - детский сад, школы, вузы? Когда начнете повышать нашу финансовую грамотность?

Анна Зеленцова: Да, смотрите. Стратегия нацелена на широкий круг населения, но начиная от детей, школьники, даже немножко детский сад, но основной акцент, конечно же, на школу, потому что это проще. Проще научить детей в школе, чем затем переучивать во взрослом возрасте, и прививать финансовую культуру нужно как можно раньше. Затем, это вузы, это взрослые люди, и здесь акцент на людей как раз с низкими и средними доходами. Те, кто сами не могут себе позволить заплатить за какого-то финансового консультанта, финансового советника, и те, кто чаще всего в сложные жизненные ситуации попадают в такие неприятные ситуации, не знают, как потом защитить свои права. И это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Здесь акцент в первую очередь также на финансовую безопасность, на защиту их прав. Что касается взрослых, здесь, конечно же, акцент на то, чтобы они научились сберегать свои средства, не попадали в долговые ловушки, не брали излишне долги, кредиты.

В: А давайте я любопытные цифры покажу, может быть, Игорь озвучит или Александр, или, Анна, у Вас свои есть цифры. Но уровень финансовой культуры граждан России, меня такие цифры заинтересовали. 37 процентов граждан считают, что возвращать кредит необязательно. То есть - ну если у меня сложилась так ситуация, то пускай банк отдохнет или подождет. 37 процентов - это больше чем треть. 68 процентов отдают за кредит 50 процентов своих доходов. Ну, может быть, люди даже не осознают, что это просто ты уже находишься в зоне огромных рисков.

Анна Зеленцова: Огромных рисков.

В: 50 процентов доходов - это 68 процентов. И 38 процентов не могут разобраться в финансовых услугах. Игорь? То, что надо обучать с детского сада, это правильно?

Игорь Костиков: Первое, я могу сказать, что в западных странах, в Соединенных Штатах финансовой грамотности учат уже больше ста лет. И эта тема постоянная, никуда не уходит. Все равно существуют проблемы, эти проблемы реплицируются, но при этом, так сказать, эта тема продолжает оставаться важной и главной. Это первое. Второе, что у нас сейчас происходит, у нас идет перекос. Например, в Соединенных Штатах и других странах финансовым институтам, банкам запрещено заниматься программами финансовой грамотности. Они могут их финансировать через фонды, но сами в этом участвовать не должны, могут их работники в качестве волонтеров. У нас мы видим сплошь и рядом, как организация, защищающая права потребителей, что финансовые институты используют финансовую грамотность не как финансовую грамотность, отчитываясь о финансовой грамотности, а как рекламу своих продуктов.
Очень сложно, почему - потому что потребитель не воспринимает это как рекламу, он это воспринимает как финансовую грамотность. А вместо этого ему начинают продавать продукты. Он не защищен.

В: Александр, прокомментируйте, у вас есть защита? Ну, давайте с Вас, Александр, защита от таких историй, о которых Игорь говорит?

Александр Коланьков: Вы знаете, здесь скорее речь, наверное, не только о защите, здесь скорее речь о некой этике поведения. Что финансовые структуры могут, так сказать, делать, и наверное, сейчас у нас пока не столь эта тема развивается. Она меньше десяти лет на самом деле развивается. И сейчас прямо совсем сказать финансовым организациям - нет, вообще не делайте этого, наверное, тоже не совсем правильно. Если организация добропорядочная, на самом деле ее помощь...Не будет лишней.

Игорь Костиков: С руководством Центробанка эту тему обсуждаем сейчас, и руководство Центробанка видит проблему, которая на сегодня в этом есть. И мы сейчас как-то собираемся через две недели собираться и смотреть, какие нужно шаги предпринять, чтобы воспрепятствовать активному использованию инструментов в продвижении финансовой грамотности против недобросовестной организации.

Анна Зеленцова: Я здесь поддержку Игоря. На самом деле у нас в проекте Минфина достаточно жесткие критерии, и все финансовые организации, которые поддерживают, они все подписывают соглашение о недопущении маркетинга. Каждый человек, который приходит на открытое мероприятие, на лекцию, также подписывает еще персонально сотрудник, и идет очень жесткий контроль. И мы собираем специально, и мы стараемся не брать людей, которые занимаются продажами. То есть это другие специалисты, если они участвуют в мероприятиях для взрослых, это другие специалисты.

В: Ну да, и мы сейчас уже перешли...

Анна Зеленцова: И в стратегии мы также заложили это требование отсутствия рекламы каких-либо финансовых услуг.

В: Перешли к теме - а чему, собственно говоря, будете обучать. Хотел бы подключить к разговору Ирину Боганцеву, директора Европейской гимназии, она находится в нашей студии в отеле Ararat Park Hyatt. Ирина, здравствуйте еще раз.

Ирина Боганцева: Здравствуйте.

В: Вы представляете гимназию, которая уже сколько, Ирина, три года финансово обучает?

Ирина Боганцева: По учебникам Минфина - да, это уже третий год. А в целом мы давно интересуемся этой темой, и раньше мы работали по американской программе "Достижения молодых". Это буквально с 90-х годов мы уже этим занимаемся, потому что это чрезвычайно актуальная и интересная тема, тема, которая интересует детей, и имеет практический аспект. То есть это именно то, что важно сейчас в образовании. Потому что любое образование - оно должно быть на практику направлено.

В: Ирина, секундочку. Вот у меня конкретный практический вопрос. А какие учителя преподают этот предмет?

Ирина Боганцева: Вы знаете, начинал учитель географии. Он молодой, такой очень мобильный, и взялся с энтузиазмом. Потом пришел тоже молодой замечательный учитель экономики, у нас есть в старших классах такой предмет - экономика в нашей международной программе. И я хотела ему передать, чтобы он преподавал. Но географ не отдает, вы знаете, так, говорит, интересно, я не могу этим поделиться.

В: Понятно, то есть, есть специалисты, которые преподают.

Ирина Боганцева: Да, мужчины.

В: Теперь по поводу качества. Вы говорите - интересно ученикам. А это отражается, например, на таком показателе, как поступление в экономические вузы, на какие-то финансовые специальности?

Ирина Боганцева: Конечно.

В: Вы не отслеживаете, что в итоге видите, к чему это приводит?

Ирина Боганцева: Конечно, у нас все-таки частная школа, и поэтому традиционно дети поступают на факультеты, связанные с экономикой, с менеджментом. Много таких детей. Поступают в зарубежные вузы, Высшую школу экономики, Высшая школа экономики у нас на первом месте среди всех вузов российских по поступлению в первую очередь. Те, кто остается в России, поступает туда. Конечно, финансовая грамотность тоже играет здесь не последнюю роль.

В: Я понял, спасибо, Ирина.
Смотрите, Александр, Анна. Во второй части программы хотел бы услышать ответ на вопрос. Ну, вот да, пришел экономист, который начал преподавать. Я с трудом себе представляю в небольшом городе, в поселке какого-то экономиста, который будет учить финансовой грамотности. Будет учитель истории, учитель географии, не удивлюсь, если труда, физрук начнет учить.

Игорь Костиков: Можно, я включусь, потому что мы проводим уже с 2002 года олимпиаду по финансовой грамотности российскую...

В: И вы сейчас результаты хотите озвучить?

Игорь Костиков: Нет, в 82 регионах она проходит. Прошло более 70 тысяч учащихся через эту олимпиаду. Я могу сказать, что у нас с 2002 года ежегодно проводится олимпиада в 82 регионах по финансовой грамотности. Все больше и больше школ к ней за это время присоединилось, и я могу так сказать, что мы видим - растут учителя, которые готовы в этом участвовать. Сейчас начали присоединяться учителя, которые идут по программе Минфина, готовятся, но и без этой программы достаточно большое количество учителей, в основном экономика, обществоведение, математика, и мы видим интерес. Я могу сказать, что у Александра сын пару раз участвовал в нашей олимпиаде из Москвы, и очень много...

В: Секунду, а какой результат?

Игорь Костиков: Хороший.
Александр Коланьков: Победитель, 3-й курс Высшей школы экономики.

Игорь Костиков: Я как раз хотел сказать, выпускники нашей олимпиады поступают в основном в Высшую школу экономики, в МГУ, Финансовую академию. Это основные вузы, которые, так сказать, победители поступают. Она пользуется огромной популярностью, мы всех детей приглашаем в ней участвовать. Так что параллельно с олимпиадой проводится обучение, вебинары. Мы учим учителей, помогаем. Вот сейчас вместе с Высшей школой экономики, как раз на базе этого проекта, мы помогаем обучать учителей в регионах.

В: Я понял. Анна, какой масштаб? Потому что я уверен, сейчас сидят учителя и говорят - где эта вся радость? Где все эти положительные цифры? У нас днем с огнем не найдешь. Кто будет там за три копейки экономике учить.

Анна Зеленцова: Уже ситуация меняется.

В: Еще раз повторюсь - в небольших городах. 45 регионов сейчас примерно уже участвуют в программе именно обучения учителей, 10 тысяч педагогов мы в этом году уже обучили, 25 тысяч педагогов планируем обучить в следующем году. Это только о школьных учителях речь. Включая даже сельских учителей, не только малые города. Высшая школа экономики, РАНХИГС являются федеральным методическим центром, разработаны программы повышения квалификации. Плюс работает педагогический ВУЗ, обучает уже новых учителей. И кстати, к вопросу - кто преподает. Да, это в первую очередь учителя обществознания, потому что учителей экономики не так много. Но это и учителя математики, это могут быть географии, и ОБЖ. Потому что мы даем на этих курсах не только методику как преподавать, но и сами обучение, управление личными финансами. Что нам говорят учителя после этого - вы знаете, мало того, что я теперь этот курс могу вести, я еще и повысил, повысила чаще всего женщина, в плане собственного благосостояния.

В: Анна, это приятно слышать, но вот Александр или вы ответьте - а цель какая этой стратегии? Мы что, какой результат хотим достичь? То есть просто для того, чтобы учитель после вашего обучения сказал - я повысил свой уровень финансовой грамотности? Мне кажется, это чересчур низкая задача.

Анна Зеленцова: Это инструмент.

В: Какая цель? Какой результат вы хотите получить?

Александр Коланьков: Повышение финансовой грамотности самого учителя - это как бы неизбежный этап, иначе он никого ничему не сможет научить. Но конечно, мы смотрим дальше. Он должен учить по всем уровням образования, начиная от дошкольного образования, те самые детские сады, начальная школа, основная, средняя, высшая и так далее и так далее. Это достаточно большая работа, мы год назад уже заключили по этому поводу комплексное соглашение с Министерством образования, и вот уже сейчас у нас от федерального уровня, год назад это было на федеральном центре все сделано, сейчас мы переходим на региональный уровень, когда у нас местный департамент образования вместе с нашим территориальным подразделением Банка России, тоже договариваются, выстраивают конкретные планы и идут в конкретные образовательные учреждения, чтобы там все, так сказать, происходило. И точно так же начинают учить учителя.

В: Я немножко о другом хотел. Смотрите, Александр, Анна, Игорь. Все-таки мы ведь для чего хотим финансовую грамотность повысить...

Анна Зеленцова: Мы хотим, чтобы в России большей людей были финансово грамотными.

В: Зачем?

Анна Зеленцова: И защищены.

В: Что вы имеете в виду, и государство как экономику?

Анна Зеленцова: Как государство, естественно, экономика будет развиваться лучше. Финансовая система будет более стабильна.

В: А вот здесь есть связь, Игорь?

Игорь Костиков: Я бы сказал так - задача...

Анна Зеленцова: Но главное - что люди защищены будут, и люди будут...

Игорь Костиков: Задача, это новая уже стоит сегодня, это финансовое благополучие семьи.

Анна Зеленцова: Совершенно верно, семьи, каждого человека.

Игорь Костиков: То есть мы говорим финансовая грамотность - это хорошо.

Анна Зеленцова: Это инструмент.

Игорь Костиков: Но мы видим, мы видим проблему, то, что необходимо заниматься не просто финансовой грамотностью, а финансовым благополучием семьи, чтобы понимать - что можно занимать, что нельзя. Если семья оказалась в тяжелой ситуации, как с этим разбираться. Потому что на сегодняшний день очень многие просто руки опускают.

Анна Зеленцова: Это и есть признаки финансовой грамотности. И мы как раз стратеги на это обратили внимание.

Игорь Костиков: Здесь можно добавить.

В: Сейчас, секундочку, один слайд, чтобы было понятно. НАФИ задал вопрос: считаете ли вы себя финансово грамотным человеком, и 12 процентов только считают, что у него отличные, хорошие знания и навыки. Все остальные оценили свои знания - двойка и тройка.

Анна Зеленцова: А вы знаете, это неплохой результат.

В: 88 процентов считают, что... У меня вот еще вопрос возникает, наверное, Ирина, вы, может быть, ответите. Ирина Боганцева находится в нашей студии в отеле Ararat Park Hyatt. Ведь очень важно, чтобы то, чему учат детей, это было актуально, современно, и например, соответствовало сегодняшнему дню. Потому что финансы, глобальная экономика меняются мгновенно.

Ирина Боганцева: Я с вами согласна.

В: Например, блокчейн, биткоин. Не получается, что вы учите, или ваши педагоги, по старым книгам, то, что было еще лет...

Ирина Боганцева: Нет. Мы не по старым, мы по книгам Минфина. Но я как раз хотела сказать о биткоинах, что дети уже задают такие вопросы, понимаете. А пока что в этом новом учебнике об этом нет ничего. То есть дети - они очень подвижны, они прямо идут вперед и обгоняют нас. Мы считаем, что мы такая передовая школа и прямо на острие всего самого лучшего находимся, а дети у нас еще впереди нас. Ну может быть, это и наша заслуга, конечно, но тем не менее, я хочу пожелать авторам учебников, чтобы они добавили блокчейн, виды криптовалют, вообще что такое криптовалюта. Чтобы они поговорили о рекламе в соцсетях, как не стать жертвой такой рекламы, иногда очень завуалированной. Или как, например, в будущем наоборот использовать соцсети для рекламы своего бизнеса, который будет у многих наших детей, я уверена.

В: Спасибо, Ирина. Вопрос прозвучал очень важный. Александр Коланьков очень хочет на него ответить.

Александр Коланьков: Да, это скорее был не вопрос, это была правильная постановка вопроса.

В: Просьба или обращение, как угодно.

Александр Коланьков: Да, совершенно верно, мы живем в такой век, когда любой учебник из бумаги устаревает уже через полгода-год, потому что что-то случилось новое, что-то появилось новое, и конечно, каждый раз переиздавать бумагу становится сложнее. Но именно для этого нужно делать специальные порталы в интернете, сайты. И мы как Центральный банк уже сделали такой специальный сайт по финансовой грамотности.

В: Я был на этом сайте.

Александр Коланьков: И у Минфина. В ближайших планах много других таких интерактивных вещей, которые мы обязательно будем делать, причем в расчете на разные слои населения - и для детей, где и мультики будут, и комиксы, и так далее, любая развлекуха, которая способна их увлечь, удержать. Потому что тема, согласитесь, такая, мы простым языком должны об очень сложных вещах рассказывать, очень нетривиальная задачка. И также это будет и для взрослого населения, для пожилых людей и так далее.

В: Александр, я, кстати, хочу вам тоже еще одни цифры показать, это опрос наших зрителей, а зрители у нас продвинутые, умные, начитанные. Хотел бы, задали вопрос: хотели бы вы повысить своей уровень финансовой грамотности. Вот посмотрите - подавляющее большинство...

Анна Зеленцова: Замечательно.

В: 90, да. Я сам удивился, 93 процента считают, что - да, хотели, безусловно. Есть комментарии, причем многие уровень своей финансовой грамотности, это Софья Ходорковская, дает огромные возможности - "я только за". Правда, есть и скепсис, Богдан Авраменко: "А что она в себя включает? Что из себя представляет эта финансовая грамотность? Как правильно использовать зарплатные копейки?" Тут, конечно, такой вопрос философский. Если средняя зарплата 39 тысяч...

Игорь Костиков: Он не философский...

В: То о чем мне думать.

Анна Зеленцова: Для тех, кто хочет повысить финансовую грамотность.

Игорь Костиков: Он важный как раз для тех, у кого 30 тысяч зарплата, для них это еще более важно.

Анна Зеленцова: Еще более важно.

В: Почему?

Игорь Костиков: А потому что нужно понимать, как с этим жить, и на что можно, на что нельзя тратить. Как сэкономить, как не сэкономить. И это тот самый вопрос финансового благосостояния семьи, здоровья семьи, о котором мы говорим. Это очень важно. Я добавил еще, эта же организация проводила опрос, среди менеджеров банков. Значит, с перерывом в три года. Значит, вначале это было три года назад, четыре года назад и год назад. Спросили уровень финансовой грамотности. Так вот, сами менеджеры оценили, что их уровень финансовой грамотности за три года упал на 20 процентов.

В: Неудивительно. Падают банки, потому что, честно говоря, я себя ловлю на мысли - как бы меня не обучали финансовой грамотности, обмануть, точнее, понять, где тебя обманывают, когда смотришь на недавние истории с "Открытием", с "Бинбанком", да хоть как ты обучайся - улетят твои деньги, зависнут. Точнее, может быть, они не исчезли...

Анна Зеленцова: Если вы знаете, какую сумму агентство страхования вкладов у вас гарантирует, это уже очень важный момент.

Игорь Костиков: Я бы сказал, потребитель ни в одном из этих случаев не пострадает.

Анна Зеленцова: Да, не пострадает.

Игорь Костиков: Поэтому не надо, вот тут уже не будем впадать в панику.

В: Все, спасибо. Времени, к сожалению, нет. Огромное спасибо участникам программы, очень интересно. И зрители проголосовали. Смотрим, как будет работать стратегия. В студии были Игорь Костиков. Александр Коланьков и Анна Зеленцова. Желаю вам удачи, до свиданья.

Подробно: на сайте программы "Ракурс"



Все новости

Генеральные партнеры

Информационные партнеры


Официальные партнеры

Партнеры проекта

Аналитический партнер

Партнеры

Партнеры Фестиваля PRO деньги


Общие вопросы:
Телефон: +7 (929) 612-1330
E-mail: info@vashifinancy.ru

По вопросам организации мероприятий
Телефон: +7 (916) 446-60-40
E-mail: sobornova@ncfg.ru