Всероссийская неделя сбережений

Кредитная история волшебника Мерлина: как школьников учат финансовой грамотности

Кредитная история волшебника Мерлина: как школьников учат финансовой грамотности
13 ноября 2017

Как научить школьников правильно обращаться с деньгами? Организаторы детского спектакля "Волшебная сила финансов" решили сделать это с помощью театра, истории любви и незадачливого волшебника.

"Как нам сэкономить деньги в семейном бюджете? Как накопить деньги на большую покупку?" — кричит со сцены в зал человек, похожий на фокусника, одетый в костюм с бабочкой и золотистый плащ-"бэтмен".

"Покупать все на "Авито"! На акциях и распродажах! Покупать меньше еды!" — прыгают и наперебой выкрикивают идеи дети в возрасте примерно 5–7 лет.

На сцене стоит коробка с надписью "Семейный бюджет", вокруг нее ходит вторая героиня интерактивного спектакля — строгая экономистка Анастасия Монеткина. На огромном экране над залом нависает бородатый волшебник Мерлин. Он звонит по скайпу героям каждые пять минут и озадачивает их вопросами вроде: "По какой карте мне покупать, по кредитной или дебетовой?", "Зачем моя жена спрашивает: какая у меня кредитная история?", "Сколько денег мне нужно откладывать, чтобы купить новую волшебную палочку?" На вопросы помогают отвечать дети, которые, оказывается, знают, что по акции — дешевле, а еще нужно "складывать деньги в банк".

Подростки в зале тоже есть, правда, они не так активны, как младшие, полулежат в креслах-мешках и жуют яблоки в карамели.

Этот спектакль завершил семейный финансовый фестиваль "PRO Деньги", организованный Минфином РФ и Роспотребнадзором в технополисе "Москва", который за неделю собрал около двух тысяч человек — взрослых и детей от шести до 15 лет.

"Я уже много знаю про финансы. Спектакль смотрел, а еще мама приносила специальный журнал, где пишут, что надо откладывать деньги, — тоненьким голосом рассказывает Ваня Горбачев, ему 11 лет. После спектакля он с другими мальчиками играет в настольную игру "Зомби в городе". Настолки про деньги и не про деньги лежат в больших стопках на столе в игровом зале. "Монополия" ребятам нравится меньше, чем про кровожадных зомби. "Здесь нужно собрать побольше золота, чтобы убежать в другое место", — объясняют они суть игры.

4598042.jpg

"Я коплю деньги, — продолжает мальчик. — Покупаю подарки. Недавно купил маме подарок на день рожденья — красивую копилку-слоника с переливающимися камнями. Она больших денег стоила — 1500 рублей. Деньги дарят на день рожденья, а еще мама платит мне за хорошие отметки. Если заканчиваю неделю без троек — 500 рублей. Если с тройками — тогда все отменяется!"

"А я уже накопил пять тысяч, — вступает его друг Саша. — Складываю их в пластиковый домик из "Лего". Раньше копил из денег, которые подарили, и на все покупал "Лего". А теперь решил копить на гироскутер. Он стоит где-то 10 тысяч. Только за оценки мне не платят, у меня все хорошо в школе".

Это второй семейный финансовый фестиваль, рассказывают организаторы. На первом, прошедшем в апреле этого года, тоже делали спектакль — ставили "Муху-Цокотуху". Играть приглашали актеров из Молодежного театра. В этот раз думали про "Золотой ключик". Объясняют, что выбор, на самом деле, огромный: во многих детских сказках есть "денежная линия". Это неспроста: детям важно и интересно узнавать культуру обращения с деньгами. Но остановились на оригинальной идее.

Любовь вместо философии

"Спектакль сделали партнеры фестиваля — компания Visa, — объясняет один из организаторов фестиваля Наталья Королева. — Такую постановку делали на похожем мероприятии в Мексике. Тоже был волшебник Мерлин, который все время задавал вопросы. Только здесь на сцене герои — мужчина и женщина: она — современная Людмила Прокофьевна, он — веселый и немного рассеянный фокусник. Они сначала спорят о том, как нужно рассказывать детям о деньгах, а в конце влюбляются друг в друга и решают вместе планировать общий семейный бюджет. А в мексиканской версии играли двое мужчин, они вели философские беседы о деньгах".

Организаторы решили, что российским детям смотреть сюжет про любовь понятнее и интереснее.

Философские вопросы вроде: "Что есть деньги и могут ли они сделать людей счастливыми?" — это тема, которую регулярно отыгрывают актеры спектакля, только не в развлекательных фестивальных интерактивах, а на сцене московского документального Театра.doc, известного постановками на остросоциальные темы. 

4598079.jpg

"Скоро я буду играть учительницу музыки в спектакле о современной школе. Там все грустно, — выдыхает Екатерина Строгова, она еще не переоделась после спектакля, но уже вышла из образа экономистки-Монеткиной. — Это реальная история, которая показывает, что школа — не только символ добра, нравственности, но в ней есть и драма. Она о тех учениках, которых мы привыкли считать неблагополучными, а какие они на самом деле? История-перевертыш о добре и зле в школе".

Сегодня — детям о финансах, завтра — взрослым о детской драме, но такая полярность актеров не смущает. Им понравилось рассказывать детям про деньги.

"Этот спектакль даже нам помогает стать более финансово-грамотными, — улыбается Константин. — Обычно для творческих людей эмоции и полет мысли важнее экономии. А здесь учишь роль — в голове откладываются правила".

"Мне сразу понравилась идея, — рассказывает Екатерина. — Думаю, что это действительно полезно для детей. Моей дочери шесть лет, у нее пока нет карманных денег, но она уже понимает, что сегодня не надо просить чего-то лишнего, лучше подождать и потратить их на большее".

Дети, взрослые и деньги

Организатор фестиваля Владимир Фролов объясняет, что этот спектакль, как и в целом мероприятие, не столько для детей, сколько для взрослых. "Дети — как агенты финансовой культуры. Они приносят в семью разные темы, пищу для ума. Когда в школе преподают финансовую грамотность, ребенок приходит домой и говорит: "Мама-папа, помогите решить задачу, как составлять семейный бюджет". Родители помогают и задумываются на эту тему". Так и спектакль, уверен он, — дети получили впечатления и еще долго будут обсуждать со взрослыми вопросы финансовой грамотности.

Пока дети вместе с волшебником Мерлином учились копить деньги и отличать кредит от вклада, родители могли посещать взрослые семинары об управлении личным бюджетом.

"Нынешние школьники живут в других условиях, чем их родители, — говорит Фролов. — Но в любом поколении, в любой стране мира у детей есть общие особенности отношения к первым деньгам. Начинаете давать ребенку деньги, он в 90% случаев сначала расходует их на ерунду. Потом начинает задумываться. При этом поколение Z, как их называют, отличается тем, что больше задумывается: сколько и как расходовать. И быстрее, чем их родители в их возрасте, схватывают финансовые правила".

И еще одно отличие, по мнению организатора, современных детей — это другое восприятие денег. "Деньги — это средство, которое позволяет сделать жизнь интереснее, получать радость и дает возможность делать добрые дела. Советское отношение к деньгам тоже было как к средству, но, скорее, — без них не проживешь. Чувствуете разницу? Эти дети быстрее понимают, что деньги нужны, чтобы была полная и радостная жизнь".

Анастасия Степанова


Источник: ТАСС




Все новости

Генеральные партнеры

Информационные партнеры


Официальные партнеры

Партнеры проекта

Аналитический партнер

Партнеры

Партнеры Фестиваля PRO деньги


Общие вопросы:
Телефон: +7 (929) 612-1330
E-mail: info@vashifinancy.ru

По вопросам организации мероприятий
Телефон: +7 (916) 446-60-40
E-mail: sobornova@ncfg.ru