Всероссийская неделя сбережений

Банковское обозрение : "Учи матчасть или как растет уровень финансовой..."

Банковское обозрение : "Учи матчасть или как растет уровень финансовой..."
06 октября 2017

В последние два года в России наблюдается повышенный интерес к теме финансовой грамотности как со стороны государственных органов, так и со стороны участников рынка.

Сегодня многие крупные банки имеют свои программы, направленные на финансовое просвещение населения. Это связано в первую очередь с тем, что серьезные игроки финансового рынка заинтересованы в квалифицированном потребителе, который, принимая финансовые решения, правильно оценивает свои возможности и риски, а не списывает просчеты на них.

Для государства высокий уровень финансовой грамотности населения означает стабильность экономики и защищенность граждан. Минфин России с 2011 года реализует проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Его задача - сформировать у людей разумное финансовое поведение, ответственное отношение к личным финансам, научить защищать свои интересы при пользовании финансовыми услугами и сервисами.

Особое внимание в рамках этого проекта Минфин России уделяет молодежи, которая активно вовлечена в информационные процессы и пользуется современными технологиями. Именно она каждый день находится в повышенной зоне риска. Нужно как можно раньше начинать прививать культуру финансовой грамотности, разъяснять правила безопасных интернет-покупок, онлайн-платежей, чтобы избежать столкновения с мошенниками.

Чтобы оценить уровень финансовой грамотности школьников как в России, так и за рубежом, проводят социологические исследования. Как показали последние результаты международного исследования PISA, российские подростки за четыре года значительно продвинулись в финансовых вопросах. Когда в 2012 году впервые был проведен мониторинг финансовой грамотности учащихся 18 ведущих стран и экономик мира, Россия заняла только 10-е место. По результатам нового исследования наши подростки поднялись сразу на 4-е место, уступив только сверстникам из Китая (Шанхай), Канады и Бельгии.

В оценке финансовой грамотности в рамках исследования PISA приняли участие около 48 тыс. учащихся из 18 стран, среди которых 6036 - российские школьники из 210 образовательных организаций 42 регионов страны.

Лучше всего юные граждане России справились с заданием по теме "Риски и вознаграждения" (60%), где решали задачи по управлению финансами с учетом представления о потенциальной прибыли и убытках. Так же успешно выполнялись задания на применение финансовых знаний (56%), выявление финансовой информации (55%) и задания в контексте близких возрасту знакомых ситуаций "Дом и семья" (59%). менее успешно - в контексте "Образование и работа" (43%).

Как и в 2012 году, наиболее трудной для понимая (46%) оказалась область "Деньги и операции с ними". Выяснилось, что есть проблемы с безопасностью интернет-операций, проблемы выбора эффективного вложения средств, нет хороших знаний по системе налогообложения, наблюдаются трудности при анализе банковских документов при совершении банковских операций.

Самым распространенным и широко применяемым на практике финансовым навыком у российских подростков стало умение копить денежные средства. 85% учащихся ответили, что регулярно откладывают деньги и имеют сбережения.

На втором месте - покупка товаров в интернет-магазинах: онлайн-покупки совершают 72% опрошенных. Еще подростки хорошо ориентируются в розничной торговле. Умеют взвешенно подойти к покупке товаров, анализируя их выгодность (54%).

По источникам денежных средств наши дети не сильно отличаются от сверстников из других стран: примерно 88% получают деньги в подарок от друзей или родственников. 62% имеют карманные деньги, 51% зарабатывают деньги регулярно в свободное от учебы время, а 25% - благодаря эпизодической подработке.

Как показало исследование, несмотря на то что большинство детей имеют деньги и распоряжаются ими, они слабо вовлечены в составление бюджета семьи. Как признались 13% опрошенных ребят, в их семьях вообще не принято вести учет доходов и расходов. Доля тех, у кого перед глазами есть родительский пример ведения бюджета, составляет 33%. В 40% семей опрошенных подростков ведут только частичный учет расходов. Однако по сравнению с 2012 годом увеличилась доля учащихся, ведущих учет своих личных средств, с 37% до 45%.

Результаты российских учащихся улучшаются по мере увеличения частоты обсуждений финансовых вопросов с родителями, в то время как средний результат по странам ОЭСР сначала возрастает (при изменении частоты обсуждений от очень редких до одного-двух в месяц и далее до одного-двух в неделю), а затем понижается (с переходом от одного-двух обсуждений в неделю к почти ежедневному обсуждению).

Значительно улучшилось восприятие подростками ситуационных задач, когда необходимо выбрать одно самое подходящее решение. Именно эти вопросы оказались наиболее трудными для российских учащихся в 2012 году, когда до 30% респондентов пропускали их или выбирали несколько ответов одновременно. В 2015 году 69% российских школьников ответили, что они бы накопили необходимую для приобретения желаемой покупки сумму денег, которой не хватает в данный момент (средний показатель по ОЭСР - 63%). Примерно 36% учащихся ответили, что откладывают деньги каждую неделю или месяц, 20% откладывают только лишние деньги, а 30% откладывают деньги, только если хотят сделать покупку. И лишь 10% подростков ответили, что не копят деньги.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что реализация проекта Министерства финансов заложила важный тренд и основы для системного развития финансовой грамотности в России. Наиболее значимым изменением стал рост общего внимания к финансовой грамотности и финансовому образованию в рамках основного общего и дополнительного образования. За три года число школ, в которых финансовое образование не предоставляется, сократилось с 38 до 29%.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТА

Сергей Сторчак, заместитель министра финансов Российской Федерации

"Мы убеждены, что знакомить детей с навыками финансовой грамотности необходимо с раннего детства, поскольку им предстоит жить в гораздо более сложном и разнообразном информационном и финансовом мире, чем нам, их родителям. Финансовая грамотность становится жизненно важным умением в XXI веке. Подростки уже сейчас совершают покупки в Интернете, пользуются различными финансовыми услугами, и мы должны помочь им обезопасить себя, а также научить эффективно управлять своими финансами. Современные дети с раннего возраста способны быстро воспринимать информацию и осваивать мир финансов. Более того, они могут стать проводниками знаний для старшего поколения. Поэтому дети и молодежь - это та аудитория, которой мы уделяем особое внимание, и это уже приносит позитивные плоды".

Источник: Банковское обозрение



Все новости

Генеральные партнеры

Информационные партнеры


Официальные партнеры

Партнеры проекта

Аналитический партнер

Партнеры

Партнеры Фестиваля PRO деньги


Общие вопросы:
Телефон: +7 (929) 612-1330
E-mail: info@vashifinancy.ru

По вопросам организации мероприятий
Телефон: +7 (916) 446-60-40
E-mail: sobornova@ncfg.ru